Как оспорить судебную экспертизу по ДТП
При любом судебном разбирательстве по ДТП назначается проведение судебной экспертизы с участием специалистов в данной области.
Достаточно часто автомобилисты, ставшие участниками дорожно-транспортного происшествия, не соглашаются с результатами судебной экспертизы, желая ее оспорить.
Если у автомобилиста есть сомнения в правильности проведения экспертизы, он имеет право подать ходатайство о проведении повторного исследования. Оно может быть проведено полностью или частично.
Одним из оснований для отмены результата судебного исследования является не соблюдение требования об отсутствии во время всех процедур заинтересованных лиц, которые своими действиями и словами могут повлиять на окончательный результат исследования.
Прежде чем определить, что такое экспертиза, необходимо дать определение понятию эксперт.
Эксперт – это специалист, который обладает значениями и навыками в определенной области знаний.
Перед тем, как приступить к исследованию транспортного средства, эксперт получает ряд вопросов, на которые он должен дать ответ при заполнении заключения.
Существует несколько видов экспертиз, которые подразделяются в зависимости от типа изучаемого специалистом объекта:
- Автотехническая.
- Судебно-медицинская.
- Пожарно-техническая.
Как правило, у всех участников судебного разбирательства не возникает сомнений в правильности полученного заключения эксперта. Однако в некоторых случаях некомпетентность специалиста выясняется уже по окончанию проведения исследования.
Помимо представителей государственных учреждений, проведение такой процедуры может быть доверено и независимым организациям. Важно остановить свой выбор на квалифицированных специалистах, в противном случае, заключение эксперта может быть оспорено в суде, что несет за собой дополнительные расходы.
Специалисты в данной области рекомендуют остановиться на экспертах государственных учреждений, так как у них точно есть необходимая квалификация и допуск на предоставление такого рода услуг населению.
Случаи, когда назначается судебная экспертиза при ДТП
Основное предназначение судебной экспертизы – определение точного размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия.
Каждый собственник авто имеет право дополнительно воспользоваться услугами независимого эксперта или специалиста, предоставляемого в страховой компании.
Проведение судебной экспертизы необходимо в нескольких случаях:
- Определение стоимости транспортного средства.
- Выяснение реальных причин причинения транспортному средству ущерба.
- Уточнение технического состояния автомобиля на момент дорожно-транспортного происшествия.
- Определение, есть ли в транспортном средстве внутренние, скрытые повреждения, которые невозможно увидеть без использования специальных технических устройств.
- Уточнение стоимости ремонта, необходимого для устранения всех нарушений, причиненных авто в результате дорожно-транспортного происшествия.
При проведении исследования обязательно необходимо указывать все номерные знаки транспортного средства, что позволяет определить, не были ли они подделаны.
У автовладельца есть возможность провести неограниченное количество исследований, если он был не согласен с результатами предыдущих экспертиз.
Можно ли оспорить судебную экспертизу: нормы законодательства
В российском законодательстве есть несколько нормативных правовых актов, которые регулируют процедуру проведения судебной экспертизы уполномоченными на это лицами:
- Уголовно-процессуальный кодекс.
- Административно-процессуальный кодекс.
- Гражданско-процессуальный кодекс.
В соответствии с нормами данных законодательных актах, при рассмотрении дела о ДТП, обе стороны имеют право на обжалование результата экспертизы.
Данное же право распространяется на все доказательства, которые были представлены в суде противоположной стороной.
В соответствии с нормами российского законодательства, любая из сторон имеет право:
- Оспорить всю экспертизу в целом.
- Оспорить ход проведения исследования.
- Оспорить деятельность специалиста, проводившего данную процедуру, его квалификацию и заинтересованность в исходе рассмотрения дела.
- Оспорить заключение по исследованию.
Как оспорить экспертизу
В соответствии с требованиями федерального законодательства, каждый собственник транспортного средства имеет право подать ходатайство об оспаривании судебной экспертизы.
В 73 Федеральном законе Российской Федерации содержится норма о том, что если автовладелец не согласен с результатами исследования, он может обраться к независимому специалисту.
Вполне вероятно, что такой эксперт поставит сумму ущерба гораздо выше, что повлияет на размер выплаты.
Сотрудники страховой компании могут проконсультировать, как правильно оспорить результаты экспертизы.
Для обращения к независимому эксперту необходимо подготовить следующий пакет документов:
- Документ, удостоверяющий личность обращающегося (паспорт).
- Паспорт на транспортное средство.
- Свидетельство постановке автомобиля на государственный учет.
- Акт о проведении осмотра транспортного средства.
- Справка, полученная от сотрудников дорожной инспекции, прибывших на место аварии.
Заключение эксперта
Собственник транспортного средства имеет право оспорить заключение эксперта в двух случаях: если оно было ложным или если оно было ошибочным, по мнению заявителя.
Ложное заключение
Как правило, в рамках рассмотрения дела в суде, заключение специалиста расценивается в качестве доказательства. Именно по этой причине, если одна из сторон считает, что результаты исследования были ложными, необходимо их оспорить.
Ошибочное заключение
Второй вариант неправильного составления результата исследования – ложное заключение. Данный вариант является непреднамеренным, к примеру, ввиду недостаточной компетентности специалиста.
Критерии для оспаривания результата исследования
В соответствии с требованиями российского законодательства, экспертиза может быть проведена только гражданином, обладающим правами и специальными познаниями для правильной оценки результатов дорожно-транспортного происшествия.
Прежде чем приступить к порядку проведения оспаривания результатов экспертизы, необходимо определиться с критериями, которые заставляют стороны считать, что исследование было проведено неправильно.
- У каждой из сторон судебного разбирательства есть право на оспаривание доказательств второй стороны. При этом обязательно доказать предшествующие обстоятельства, на которые постоянно ссылается другая сторона судебного дела.
- В соответствии с нормами гражданско-процессуального законодательства, в большинстве случаев экспертиза не является обязательным доказательством. Если у одной из сторон судебного разбирательства есть сомнения в правильности проведения исследования, она может обратиться для обжалования результатов. Однако для этого в ходатайстве должны содержаться веские доводы.
- Каждая сторона разбирательства должна понимать, на какие именно основания можно ссылаться, чтобы судья назначил повторное исследование. Если у человека нет познаний в данной правовой области, лучше всего обратиться за помощью к специалисту.
- Один из вариантов, при котором можно оспорить результаты исследования, если стороне удастся доказать, что эксперт был заинтересован в результатах проведения данной процедуры.
- Назначение повторной экспертизы допускается в том случае, если у заинтересованного лица есть доказательства, что специалист не обладал должным уровнем квалификации. В частности, при проведении исследования использовал неверную методику расчета ущерба, причиненного транспортному средству автомобилиста.
Порядок оспаривания экспертизы
Оспаривание результатов судебной экспертизы должно проводиться по определенному порядку:
- Прежде всего, собственник транспортного средства, являющийся одной из сторон судебного разбирательства, должен ознакомиться с постановлением о назначении проведения такой процедуры. Данный документ содержит сведения об обстоятельствах аварии, протокол осмотра автомобиля, показания свидетелей произошедшего, схема дорожно-транспортного происшествия.
- После получения заключения эксперта о проведении исследования, автомобилист должен внимательно изучить данный документ. Важно уточнить, ответил ли специалист на все поставленные перед ним вопросы, нет ли в документе противоречивых фактов. Именно нарушение данных требований является основанием для признания эксперта некомпетентным.
- Для того чтобы оспорить заключение специалиста, необходимо вызвать его на судебное заседание. В ходе рассмотрения дела необходимо будет объяснить ему все причины несогласия с его решением, указать на выявленные несоответствия и неточности. В результате проведения такой беседы судья принимает решение о необходимости или об отказе в проведении повторной экспертизы.
- После получения сомнительной или неполной информации, автомобилист должен подать ходатайство о назначении даты для проведения повторного исследования.
Как составить ходатайство об оспаривании экспертизы
В российском законодательстве нет четкой формы ходатайства для обжалования неверных или ложных результатов судебной экспертизы. Достаточно просто соблюдать деловой стиль письма и выполнять все общепринятые нормы составления такой документации.
При составлении данного документа, необходимо придерживаться нескольких правил:
- В правой стороне шапки обязательно должна содержаться информация о том, в какое именно экспертное учреждение направляется данный документ, а также сведения о том, кто составил это заявление.
- В поле заявления требуется прописать решение эксперта, организацию, которая проводила исследование, а также всю связанную с этим информацию.
- В общем поле требуется указать все причины, по которым заявитель настаивает на проведении повторной проверки.
- В завершении документа необходимо проставить дату и подпись заявителя.
Помимо ходатайства, собственник транспортного средства должен приложить к заявлению все документы по делу о данном дорожно-транспортном происшествии, копии всех проведенных до этого исследований.
При предоставлении этого пакета документов третьим лицом, обязательно приложить к нему генеральную доверенность, подтверждающую право лица действовать в интересах собственника транспортного средства.
Решение по ходатайству
Окончательное решение по оспариванию судебной экспертизы принимает суд. Помимо этого, такое решение может быть принято любым другим органом исполнительной власти, в зависимости от того уровня, на котором осуществляется обжалование заключения специалиста.
- Информация на сайте может быть не полной, т.к. законодательство регулярно меняется, вносятся поправки в законы.
- В каждом отдельном случае могут быть особые условия.
- Именно по этой причине обратитесь за консультацией бесплатно к нашим экспертам, мы выслушаем и окажем помощь в решении вашей проблемы! Задавайте вопрос сейчас!
Источник: https://autolegal.ru/pomoshh-pri-dtp/kak-osporit-sudebnuyu-ekspertizu-po-dtp/
Как оспорить экспертизу по ДТП или как оспорить независимую автотехническую экспертизу
Автотехническая экспертиза необходима при определении ущерба транспортному средству после ДТП, а также в ходе судебного процесса. Материальный ущерб рассчитывается с учетом рыночной стоимости деталей, ремонта машины и работы специалиста.
Инициаторы оспаривания
Экспертные мероприятия могут проводиться страховой организацией и независимой экспертизой, если ее участник не согласен с результатами специалистов, работающих в связке со страховой компанией.
Специалисты могут:
- выяснить причины ДТП;
- установить обстоятельства происшествия;
- определить ущерб транспортному средству.
Если экспертиза проводится по определению суда, то расходы за нее берет на себя инициирующая сторона, либо бюджет, в случае, когда процессуальное действие инициируется самим судом.
Результаты проверки и оценки могут быть целенаправленно занижены. Особенно этим злоупотребляет страховые компании, чтобы снизить сумму восстановительного ремонта. |
Документ эксперта из страховой не считается неоспоримым подтверждением суммы ущерба. Если владелец автомобиля не согласен с выводами специалиста, он вправе заказать новую экспертизу, либо оспаривать выводы страховой в судебном порядке.
Финансовые вопросы
Стоимость зависит от сложности и объема мероприятий. Потребуются:
- Дополнительное обследование технических агрегатов, в том числе поврежденных деталей, сопоставление их с аналоговыми схемами.
- Изучение рыночной стоимости запчастей, суммы восстановительного ремонта. Общероссийских критериев – таблиц стоимости не предусмотрено. Цены зависят от региона, конкретной марки, модели автомобиля, а также от совокупности повреждений.
- Рассчитать подробную смету восстановительных работ, сравнить ее с первоначальными суммами, заявленной страховой компанией.
Наиболее эффективно оспаривать экспертизу на стадии судебного разбирательства либо в претензионном порядке.
Основания оспаривания
Очевидным основанием оспаривания считается заниженная сумма восстановительного ремонта или неправильная квалификация последствий автомобильной аварии – например, вина водителя очевидна и эксперт автоматически указывает все недостатки потерпевшего авто, включая те, которые не были причинены аварией.
Если основанием выступает сниженная сумма ущерба, то противоположная сторона, которую вправе представлять адвокат страховой организации, может заявить о заблуждениях оспаривающего субъекта и приводить в качестве доказательства собственные расчеты. Целесообразно заказывать экспертизу в государственных учреждениях, а также предоставлять оценочную документацию.
В качестве основания оспаривания может быть отсутствие у эксперта лицензии, либо ошибки в самом документе. |
Проверка на досудебной стадии и судебное экспертное мероприятие существенно отличаются. Если на первом этапе оспаривается исключительно ущерб, с учетом вины конкретного водителя, то на судебной стадии истец или другое заинтересованное лицо может оспаривать причины ДТП, а также механизм столкновения машины, последствия аварии.
Процессуальные нюансы
Инициировать судебную экспертизу может истец или ответчик. На разрешение эксперта может ставиться очередность вопросов, включая:
- Поведение автомобиля в момент ДТП – скорость, траектория движения, реакция на препятствия.
- Причины ДТП – с учетом материально-технических критериев: поверхность дороги, особенности препятствия и т. д.
- Объем последствий и побочные элементы (катализатор события, участие в нем посторонних субъектов и предметов).
- Конкретика – могли ли действия водителя спровоцировать ущерб, мог ли водитель, в случае своевременных манипуляций, предотвратить аварию.
- Суммы ущерба. Специалист также уполномочен проводить подробные расчеты, прилагать к отчету фотографии, схемы, таблицы и другую актуальную информацию.
Результаты работы предоставляются в форме отчета, которые дополняются подробным документом – характеристикой работ. Отчет должен быть доступен сторонам, но также может быть подвергнут сомнению в процессуальном порядке. Итоги повторной экспертизы также могут быть обжалованы.
Варианты экспертизы
Работа экспертов регулируется ФЗ от 31.05.2001 № 73 « О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ». Повторная проверка автомобиля проводится в полном объеме.
Ст. 82 ГПК РФ предусматривает возможность проведения комплексной экспертизы. Её выполняют несколько специалистов, которые формируют в заключении общий вывод. Документ должны подписать все эксперты. Комплексная экспертиза проводится по определению суда, но может быть инициирована заинтересованными лицами.
Если ДТП крупное и в результате него причинен крупный ущерб, пострадали люди, то по определению суда может быть назначена комиссионная автотехническая экспертиза. Ее выполняют специалисты одной отрасли знаний – квалифицированные инженеры, механики, автоэлектрики.
Экспертиза требует тщательного изучения поврежденного автомобиля, а также сопроводительной документации. Отчет оформляется общим документом. Если один из специалистов не согласен с мнением других экспертов, то он вправе представить свое отдельное мнение в письменной форме.
Необходимые документы
Основания оспаривания должны быть установлены судом, истцом или другим заинтересованным лицом, например, залогодержателем машины. В качестве документов для работы эксперта, в том числе на внесудебной стадии, целесообразно предоставить:
- результаты оценки, финансовая документация, включая затраты на ремонт, если он был выполнен потерпевшим в ДТП собственником автомобиля самостоятельно. Актуально, когда наряду с результатами экспертизы, оспаривается вина гражданина в ДТП.
- правоустанавливающие документы на автомобиль, включая ПТС, свидетельство о регистрации, основания перехода права собственности на автомобиль.
- административная и административно-процессуальная документация – постановления должностных лиц, решения судов в рамках административного судопроизводства – когда гражданин оспаривает ущерб, причиненный государственными органами власти либо их постановления в рамках процессуальных правил КАС РФ.
Для обжалования результатов экспертизы необходимо провести еще более точную экспертизу и убедить суд в том, что ее достоверность не вызывает сомнений.
Принимать результаты экспертизы или нет – вопрос остается на усмотрение суда.
Он же решает вопрос обоснованности выводов эксперта, которые выполнены вслед за мероприятием, инициированным страховой компанией.
Инструкция
Для обжалования необходимо:
- Стать инициатором новой экспертизы, с возможными расходами.
- Обращаться с исковым заявлением в суд, в том числе с ходатайством о назначении повторной экспертизы.
- Привлечь к работе квалифицированных специалистов.
В сложной ситуации целесообразно заручиться помощью квалифицированного юриста. Он поможет оформить исковое заявление, а также добиться надлежащего восстановительного ремонта, компенсации и возврата судебных расходов.
Источник: https://moyzakon.com/kak-osporit-avtotehnicheskuyu-ekspertizu/
Оспариваем независимую экспертизу по ДТП – алгоритм действий
Как оспорить независимую экспертизу по ДТП, желательно знать всем водителям. Ведь, как нельзя застраховать себя от того, что станешь участником автомобильной аварии, так и от того, что будешь не согласен с результатами, проведенного исследования.
В этой публикации мы рассмотрим порядок оспаривания независимой экспертизы и дадим практические советы для автолюбителей.
Какие бывают независимые экспертизы
Под независимой экспертизой понимают исследование причин возникновения дорожно-транспортного происшествия и его последствий, в виде причиненного вреда здоровью и жизни участников автоаварии и материального ущерба их автомобилям и другому имуществу. Для правильной оценки причин и последствий аварии проводят четыре вида технических экспертиз после ДТП.
В частности:
- Автотехническая – проводит исследование состояния машин на момент столкновения, поведения водителей и их маневры, а также реакцию авто на эти маневры. Она позволяет выявить, какие действия или бездействия конкретного автолюбителя стали причиной дорожно-транспортного происшествия.
- Автотовароведческая – позволяет на основании проведенного осмотра транспортного средства, побывавшего в автомобильной аварии, выявить все полученные им повреждения, включая скрытые. На основании проведенного осмотра делается оценка причиненного ущерба и рассчитывается объективная сумма восстановительного ремонта автомобиля.
- Трасологическая – проводится непосредственно на месте дорожного происшествия и по фотографиям, сделанным на нем. Проводится исследование места аварии и следов, которые остались, а также дорожной обстановки. Эксперт исследует тормозные пути всех машин, которые стали участниками ДТП, и траекторию их движения. Он устанавливает объективные предпосылки и субъективные причины столкновения и тем самым подтверждает или опровергает версию следователя.
- Комплексная – включает в себя все рассмотренные выше исследования или несколько из них для установления целостной картины дорожно-транспортного происшествия.
Таким образом, проведение конкретного вида технического исследования позволяет выявить виновника автоаварии или определить наличие обоюдной вины всех участников столкновения. Независимая автотовароведческая экспертиза рассчитывает реальную сумму компенсационных выплат, позволяющих выполнить полный восстановительный ремонт поврежденного авто.
Для определения степени тяжести причиненного вреда здоровью и жизни участников автомобильной аварии проводится судебно-медицинская экспертиза. На основании ее результатов принимается решение о мере ответственности участника дорожно-транспортного происшествия и определяется судом конкретное наказание.
Что понимают под оспариванием экспертизы
Действующие законодательство определяет, что для того чтобы оспорить экспертизу по ДТП нужно доказать полное или частичное несоответствие выводов эксперта обстоятельствам происшествия. Также, к оспариванию экспертизы относится выявление нарушения закона, при котором проведенное исследование будет признано недопустимым доказательством.
Согласно части 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации экспертное заключение превращается в недопустимое доказательство при наличии заинтересованности эксперта в результатах конкретного дела. Другими словами, эксперт, исследующий конкретный дорожно-транспортный инцидент, не должен быть заинтересован выгородить виновного водителя.
Таким образом, любая экспертиза по своей сути должна быть «независимой» и выполняться в соответствии с требованиями материального и процессуального законодательства Российской Федерации, а также Порядком проведения экспертного исследования, установленного законом. Если эксперт «зависим» от участника ДТП или его представителей, то этот факт нужно доказать в суде.
Рассмотрев веские доводы, имеющие конкретное подтверждение о «заинтересованности» эксперта, проводившего исследование, судья вынесет решение о признании экспертизы недопустимым доказательством. В ходе судебного разбирательства будет назначено другое независимое исследование.
Если будет доказано, что экспертное заключение носит заведомо ложный характер, то эксперта, который его оформил, могут привлечь к установленной законодательством ответственности. Эксперт несет административную ответственность по ст. 17.9 КоАП РФ. Также, его могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Кто назначает проведение исследования
Следует знать, что разные виды экспертиз инициируются по-разному. Автотовароведческое исследование проводят по инициативе страховой компании, участников автоаварии, дознавателя по делу и суда. Страховая компания, при организации независимой экспертизы выдает потерпевшему автолюбителю только направление.
Сотрудники прокуратуры или следственных отделов полиции выносят письменное постановление о назначении экспертизы. Судья готовит письменное определение по исполнению независимой экспертизы по ДТП. Автовладелец обращается в экспертную компанию на коммерческой основе и заключает договор о выполнении исследования.
Постановление или определение о назначении экспертизы являются процессуальными документами на основании, которых эксперт выполняет исследование. Текст документов обязательно начинается с очень подробного описания обстоятельств, при которых произошло дорожно-транспортное происшествие.
Причины аварий.
В документах указываются параметры, которые зафиксированы в протоколе осмотра места ДТП, а также в акте осмотра поврежденного автомобиля или акте судебно-медицинского освидетельствования. Кроме этого в постановлении или определении о назначении экспертного исследования содержатся фрагменты объяснений участников столкновения и свидетельских показаний.
Это делается для того, чтобы эксперт, который не присутствовал на осмотре места автомобильной аварии, смог составить общую картину происшествия.
Далее определяется перечень вопросов, на которые должен ответить эксперт в ходе проведения исследования.
Если экспертизу назначает судья по ходатайству участников ДТП, то он формирует окончательный список вопросов для эксперта.
Общий алгоритм оспаривания независимой экспертизы
Кто может оспаривать результаты независимой экспертизы? Законом предусмотрено, что оспорить независимое экспертное исследование по ДТП в ходе судебного процесса имеют право все участники аварии и заинтересованные лица.
Эксперты советуют проводить оспаривание разных видов независимых экспертиз по ДТП с использованием методов и способов, которые наиболее подходят в конкретной ситуации, но общий алгоритм действий всегда одинаковый.
Такую последовательность работ применяют и профессиональные адвокаты. Рассмотрим подробно все этапы алгоритма:
Этап 1: Ознакомление с постановлением или определением о назначении экспертизы
На этом этапе необходимо внимательно прочитать постановление или определение о проведении экспертного исследования. Нужно постараться выявить несоответствие между сведениями указанными в этих документах и данными из материалов дела об автомобильной аварии.
Следует помнить о том, что заключения по автотехнической и трасологической экспертизах имеют вероятностный характер. Другими словами, выводы эксперта напрямую зависят от предоставленной ему информации обо всех обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, оставленных на месте столкновения следах и техническом состоянии машин.
Если в постановлении или определении о назначении исследования были неверно указаны некоторые обстоятельства автомобильной аварии или искажены факты, то выводы эксперта не отображают конкретное ДТП.
Необходимо проведение повторного исследования по неискаженным материалам дела. Нужно будет подавать ходатайство о назначении дополнительного исследования.
Этап 2: Анализ экспертного заключения
Анализировать заключение эксперта необходимо с применением критического подхода. Сначала проверяем на все ли вопросы, поставленные в постановлении или определении о назначении исследования, ответил эксперт.
Внимательно читаем текст заключения для того, чтобы выделить в нем непонятные места и понять, насколько, полно раскрыт каждый вопрос.
Определяем соответствие выводов эксперта, проводившего независимое исследование, доказательствам, которые собраны в деле о дорожно-транспортном происшествии. Далее ищем противоречия между исследовательской частью заключения независимого исследования и сделанными экспертом выводами.
Когда будет выявлено, что эксперт не ответил на все поставленные перед ним вопросы в достаточном объёме, или сделанные им выводы противоречат исследовательской части заключения, а также будут непонятные места в документе, то такие факты будут основанием для заявления мотивированного ходатайства о назначении нового экспертного исследования.
Этап 3: Инициируем вызов эксперта в суд
Независимо от вида проводимого исследования по дорожно-транспортному происшествию эксперта обязательно следует вызывать на заседание суда для того, чтобы он дал разъяснение своим выводам. Для этого автолюбитель готовит и подает судье письменное ходатайство о вызове в суд эксперта.
К заседанию водителю нужно подготовиться и задать вопросы по непонятным и спорным моментам результатов исследования.
Если на заседании суда выявится, что между выводами, сделанными в экспертном заключении, и объяснениями эксперта существуют противоречия, то можно ходатайствовать о проведении нового исследования.
Этап 4: Ходатайствуем о назначении повторного исследования
Для этого автолюбитель подает на судебном заседании письменное ходатайство о назначении нового экспертного исследования или судебного исследования для уточнения тех фактов, которые его заинтересовали.
Главное условие – должна быть четкая аргументация, что именно не устроило в уже проведенном исследовании и для чего нужны дополнительные исследования.
Судья может принять ходатайство и подготовить определение о назначении нового экспертного исследования или судебной экспертизы. Также, представитель фемиды может отклонить такое ходатайство. В таком случае, водитель имеет право самостоятельно заказать новое исследование.
Когда будет выполнено новое исследование, то необходимо внимательно изучить заключение эксперта и особенно сделанные им выводы. Если выводы в дополнительном экспертном заключении существенно отличаются от выводов заключения первого исследования, то можно обжаловать первоначальную экспертизу.
Для этого необходимо подать на заседании суда письменное ходатайство о приобщении заключения эксперта, проводившего дополнительное исследование вместе с его объяснениями к материалам дела. Также, можно одновременно подать ходатайство о вызове эксперта на судебное заседание.
Решение суда
В том случае, когда заключения первого и дополнительного экспертных исследований сильно отличаются друг от друга, то суд может принять решение провести третью экспертизу, так называемое контрольное исследование.
Если заключение по контрольному исследованию будет иметь сходство с заключением одной из экспертиз, то судья примет решение о признании другого исследования недействительным.
При отличии заключения контрольной экспертизы от результатов обоих предварительных исследований может быть принято решение о признании недействительными первой и второй независимых экспертиз.
Судья может сразу назначить судебную экспертизу и признать недействительным исследование, при отличии межу заключениями.
Как пишется ходатайство
В шапке ходатайства должно быть написано: полное наименование суда, ФИО и почтовый адрес, того кто подает документ, № судебного дела. Текст обращения начинается с короткой характеристики: № дела, ФИО истца и ответчика, короткое изложение сути исковых требований.
После этого обозначается цель назначения исследования. Далее делается ссылка на норму закона. Ст. 79 Гражданского процессуального кодекса РФ регулирует назначение экспертизы.
В ходатайстве следует написать: «На основании выше изложенного и руководствуясь ст. ст. 79 ГПК РФ, прошу:
- Назначить проведение новой независимой экспертизы по ДТП, на разрешение которой поставить вопросы: (указывается перечень вопросов).
- Проведение экспертизы поручить: (пишется полное название экспертной компании или фамилия, имя и отчество эксперта, а также указывается номер телефона).
- Оплату за экспертизу возложить на ответчика (указывается полностью фамилия, имя и отчество)»
Обязательно перечисляются приложения к ходатайству. В приложении могут быть только те документы, которые уже были переданы в суд, а также копии ходатайства, в количестве равном участникам судебного процесса. Под текстом ставится подпись лица, подающего обращение и дата подачи в суд.
Итог
Подводя короткий итог, хочется сказать, что оспорить независимую экспертизу может участник ДТП или заинтересованное лицо в ходе судебного разбирательства по делу. Для этого необходимо придерживаться изложенного нами общего алгоритма действий.
По результатам проведенного дополнительного экспертного исследования суд может принять решение о признании первой экспертизы недействительной.
Удачи вам на дороге!
Источник: https://detepe.ru/expert/osporit-nezavisimuyu-ekspertizu.html
Как оспорить независимую экспертизу по ДТП
Эта статья адресована участникам дорожных автотранспортных происшествий и заинтересованным лицам, которые желают, но не знают, как оспорить независимую экспертизу по ДТП. Мы дадим необходимые разъяснения, относительно порядка оспаривания, коснемся некоторых правовых аспектов, связанных с тем, как оспорить экспертизу.
В ходе производства по делам, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, часто возникают вопросы, разъяснение которых требует специальных познаний в различных отраслях науки и техники.
Для этого назначаются и проводятся независимые экспертизы по ДТП, с выводами которых не всегда согласны стороны и заинтересованные лица.
Участники производства по делам о дорожных происшествиях наделены Законом правом оспаривания результатов независимых экспертиз.
Что нужно знать для оспаривания экспертизы по ДТП
Прежде чем ответить на вопрос о том, как оспорить независимую экспертизу по дорожно-транспортному происшествию необходимо разъяснить суть понятия «независимая экспертиза», рассмотреть основные виды экспертиз, усвоить порядок назначения и проведения экспертиз.
Для корректного использования и понимания значения словосочетания «независимая экспертиза» следует знать, что любое исследование, проводимое в рамках производства по делу о ДТП, по своей сути, должно отвечать критерию независимости.
Под независимостью понимается отсутствие заинтересованности эксперта, выполняющего экспертизу в результатах рассмотрения дела.
Таким образом, независимым является такое заключение, которое выполнено в соответствии с требованиями материального и процессуального законодательства РФ.
Именно так мы и будем понимать смысловое значение понятия «независимая экспертиза».
Термин «независимая экспертиза», не имеет законодательного закрепления.
Вместе с тем, широкое употребление этого словосочетания обусловлено его использованием в законе РФ от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Закон «Об ОСАГО»).
Так в статье 12 Закона РФ «Об ОСАГО», устанавливающей порядок определения страховой выплаты, используются понятия «независимая экспертиза (оценка)» и «независимая техническая экспертиза транспортного средства». В данной правовой норме речь идет о двух различных, по сути, видах экспертиз.
В общеправовом смысле «зависимых экспертных заключений» не бывает.
Наличие заинтересованности эксперта при осуществлении экспертной деятельности по любой категории дел, превращает экспертное заключение в недопустимое доказательство (часть 2 статьи 50 Конституции РФ).
Если экспертное заключение носит заведомо ложный характер, то эксперт привлекается к установленной Законом ответственности (статья 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушений, статья 307 Уголовного кодекса РФ).
Оспорить независимую экспертизу по дорожно-транспортному происшествию, значит доказать несоответствие ее выводов обстоятельствам дела, либо выявить нарушения закона, при которых будет признано недопустимым доказательством.
Помощь в оспаривании такого рода экспертных заключений, следует искать у профессиональных автоюристов и адвокатов, специализирующихся по делам о ДТП.
Для анализа обстоятельств ДТП, установления степени тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего, определении величины причиненного ущерба, от повреждения транспортных средств, и в других случаях, на первоначальных стадиях производства по делу о ДТП инициируются различные исследования.
Статьи в помощь:
Как оспорить вину в ДТП
Взыскание ущерба с виновника ДТП
Иск к страховой компании о возмещении ущерба при ДТП
Отвечая на вопрос о том, как опротестовать (оспорить) независимую экспертизу по ДТП, мы должны усвоить, что исследование и заключение эксперта – это не тождественные понятия.
Существует два вида исследований.
Первые выполняются специалистами, вторые – экспертами.
Документ, содержащий заключение специалиста, называется «исследованием». Его доказательственное значение существенно ниже исследования, проведенного экспертом (заключения эксперта).
Исследование выполняется специалистом, но не экспертом. Доказательственное значение исследования, проведенного специалистом, существенно ниже заключения эксперта.
Исследование может проводиться по инициативе любой из сторон – участников ДТП, без его процессуального закрепления. Исследование проводит специалист.
Специалист не несет никакой ответственности за дачу заведомо ложного заключения, исходные данные для исследования и вопросы, подлежащие разрешению в процессе исследования, предоставляет и формулирует заказчик.
Проведение экспертизы назначается постановлением должностного лица (определением суда), осуществляющего производство по делу о ДТП. Эксперт всегда предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения (статья 307 УК РФ, статья 17.9 КРФ об АП).
Участники производства по делу о ДТП (стороны, заинтересованные лица) имеют право на выбор экспертного учреждения (эксперта), которому будет поручено проведение экспертизы.
Они вправе заявлять отвод эксперту, формулировать и представлять вопросы для экспертизы, присутствовать при проведении экспертизы, заявлять ходатайства о назначении повторной, дополнительной, комплексной, комиссионной экспертиз (статьи 79, 84 ГПК РФ, статья 26.4 КРФ об АП).
В процессе производства по делам о дорожно-транспортных происшествиях проводятся различные виды экспертиз: автотехническая, транспортно — трасологическая (криминалистическая), технического состояния транспортных средств, дорожная, автотовароведческая.
Каждая из перечисленных экспертиз, используя научно обоснованные методы исследования объектов, решает определенный круг задач.
Статьи в помощь:
Автотехническая экспертиза при ДТП
Дорожно-транспортная экспертиза
Трасологическая экспертиза при ДТП
При разъяснении вопроса о том, как оспорить независимую экспертизу по ДТП, прежде всего, следует определиться о каком из ее видов идет речь.
Выбор методов и способов оспаривания, в каждой ситуации, требует индивидуального подхода.
В такого рода вопросах следует остерегаться универсальных советов доморощенных «знатоков».
Многолетняя практика по ведению дел о дорожно-транспортных происшествиях, в которых мне приходилось оспаривать экспертные заключения, позволяет лишь дать общие рекомендации по исследуемой теме.
Что следует делать при оспаривании независимой экспертизы по ДТП
Алгоритм действий лица, по оспариванию независимой экспертизы в делах о дорожно-транспортных происшествиях можно представить в следующем виде:
-
Процедуре оспаривания любой экспертизы по делу о ДТП предшествует ознакомление с постановлением (определением) о назначении экспертизы.
Именно в этом процессуальном документе содержатся исходные данные, на основании которых эксперт выполняет экспертизу.
В постановлении о ее назначении, указываются обстоятельства ДТП, излагаются показания участников и свидетелей происшествия, отражаются параметры, зафиксированные в протоколах осмотра транспортных средств, протоколе осмотра места происшествия и схеме места ДТП.
Статьи в помощь:
Схема ДТП
Осмотр места происшествия при ДТП
Протокол осмотра места ДТП образец
Если при ознакомлении с постановлением о назначении экспертизы будут выявлены несоответствия сведений, содержащихся в постановлении и сведений зафиксированных в материалах о ДТП, то у защитника имеются все основания ходатайствовать о назначении дополнительной экспертизы.
Выводы дополнительного экспертного заключения могут существенно отличаться от выводов первоначального.
-
Ознакомившись с заключением эксперта необходимо дать ему оценку.
При анализе экспертного исследования следует выяснить:
а) полностью ли разрешены вопросы, поставленные перед экспертом;
б) не превысил ли эксперт пределов своей компетенции;
в) нет ли противоречий между резолютивной частью (выводами) и исследовательской частью заключения;
г) соответствуют ли выводы экспертизы другим доказательствам, имеющимся в материалах дела о ДТП.
-
При изучении экспертного заключения всегда следует применять критический подход.
Лица, оспаривающие независимую экспертизу по ДТП, должны понимать, что заключение автотехнической и транспортно-трасологической экспертиз носит только вероятностный характер.
Выводы экспертного заключения напрямую зависят от исходных данных.
Даже незначительное изменение какого-либо условия или параметра, может привести к изменению заключения в целом.
-
Для того чтобы оспорить заключение независимой экспертизы по ДТП нужно вызвать эксперта в судебное заседание.
Эксперт подлежит допросу с целью разъяснения экспертного заключения.
Если эксперт не сможет объяснить противоречий, имеющихся в заключении, то необходимо назначать повторное исследование.
-
В случаях смысловой неполноты, противоречивости, сомнительности, неясности или необоснованности выводов экспертного заключения, для его опротестования необходимо ходатайствовать о назначении повторной (дополнительной), комплексной экспертизы.
Ходатайство о назначении повторной (дополнительной), комплексной экспертизы должно быть обоснованным и мотивированным.
Ходатайство составляется в письменной форме и приобщается к материалам дела, лицом, участвующим в деле или его адвокатом.
Источник: https://dtp-avtostrahovanie.ru/kak-osporit-nezavisimuyu-ekspertizu-po-dtp