Причины ДТП с участием пешеходов и велосипедистов — Автоюрист онлайн
Традиционно при наезде на человека, шедшего по проезжей части, сразу обвиняют водителя, и это отчасти справедливо, ведь он управляет средством повышенной опасности и несет за это определенную ответственность. Однако на практике ДТП по вине пешехода случаются в 20% случаев.
Как правило, результатом становится нанесение ущерба здоровью, а иногда трагическая гибель под колесами авто.
Возможные причины аварий по вине пешехода
Специалисты проводят анализ причин, приводящих к авариям. Так, было установлено, что ДТП с пешеходом происходят довольно часто и в большинстве случаев по его собственной вине. Наши граждане переходят дорогу там, где им удобно.
Одни считают, что водители обязаны пропускать людей всегда, другие руководствуются приоритетным правом на дороге, о котором говорится в ПДД.
Но не стоит забывать, что автомобили имеют разные технические характеристики, и резко затормозить удается не всегда.
По сведениям госавтоинспекторов, причины ДТП по вине самих пешеходов, бывают следующие:
- незнание и нежелание соблюдать правила движения на дороге;
- перебегание автомагистрали на красный свет;
- попытки догнать отъезжающую маршрутку;
- отсутствие на верхней одежде световозвращающих элементов;
- выход на дорогу в состоянии опьянения после употребления алкогольных напитков;
- неловкое движение, повлекшее падение под колеса движущегося автомобиля.
Рассмотрим подробнее распространенные ситуации, когда в аварии виноват пешеход.
Нарушение ПДД
Частыми являются случаи, когда гражданам не хочется искать ближайший переход либо у них нет на это времени. В спешке они перебегают дорогу в максимально удобном месте перед близко идущим транспортом.
Если пешеход не успеет преодолеть отрезок дороги, а водитель не успеет вовремя среагировать и нажать на тормоз, в результате все может закончиться плачевно. В зимний период на скользкой дороге тормозной путь транспортных средств увеличивается, и угроза наезда возрастает.
На втором месте находятся ситуации, когда граждане перебегают через дорогу на красный свет. Им не хватает терпения дождаться момента, когда загорится зеленый.
Они начинают движение по «зебре», но неожиданно из-за поворота выезжает автомобиль на высокой скорости. Столкновение с ним будет неминуемым.
Дети, которых родители не научили вести себя на дороге, выбегают на проезжую часть, совершенно не отдавая отчета своим действиям.
Некоторые пенсионеры вообще не знают ПДД, привыкли жить во времена, когда автомобили на дороге проезжали раз в день, а то и в неделю. В ходе ремонтных работ место расположения «зебры» рабочие обычно переносят, а люди по привычке продолжают ходить по прежнему месту, что бывает опасно.
Стараясь не опоздать на работу, люди бегают по проезжей части за маршрутками или троллейбусами, а потом страдают от своей повышенной активности.
Попадание пешехода в ДТП происходит по причине невнимательности, граждане элементарно не смотрят по сторонам, когда собираются пересечь дорогу.
Большинство, подходя к переходу, не стараются убедиться в том, что все транспортные средства остановились по сигналу светофора и пропускают идущих людей.
Иногда передвигающиеся позади или сбоку автомобили не останавливают движение, и в результате человек попадает под колеса.
Темное время суток
В темное время суток дорожные аварии происходят чаще всего по той причине, что люди не используют дополнительные средства защиты.
На их одежде отсутствуют световозвращающие элементы, которые улучшают видимость пешехода на дороге со стороны водителя.
Расстояние видимости идущего человека при наличии у него на брюках и куртке отражающих свет элементов возрастает до 400 метров.
В зимний период на улице темнеет рано, так что опасность оказаться под колесами авто возрастает в разы. Человек в черной одежде становится заметен водителям только на расстоянии трех метров.
Резко затормозить при этом они не смогут.
Пешеходы не желают ставить себя на место водителя, для которого бывает гораздо сложнее ориентироваться и контролировать ситуацию на дороге в темное время суток.
Другие ситуации
Граждане в состоянии алкогольного опьянения часто погибают при дорожных происшествиях, потому что не могут адекватно воспринимать происходящее вокруг.
ДТП происходят также при падении человека под колеса автомобиля, передвигающегося на большой скорости.
Рискует собственным здоровьем и тот, кто пересекает дорогу в местах, где транспорт движется со скоростью до 100 км/час.
Даже заметив идущего человека на большом расстоянии, водитель в таких условиях не сможет вовремя остановить авто. Кроме того, за его автомобилем движется еще десяток машин на такой же повышенной скорости.
Таковы основные причины аварий с участием пешеходов. На сегодняшний день поводов для возникновения ДТП насчитывается несколько десятков.
Ошибки совершают как водители, так и те участники движения, которые передвигаются пешком. Усугубляют ситуацию неблагоприятные погодные условия и техническое состояние транспортных средств.
Иногда причинами происшествий становятся сторонние факторы, например, выход из строя тормозной системы автомобиля.
Неисправный автомобиль относится к ряду случайных факторов, хотя инспектор ГИБДД, прибывший на место аварии, может подумать иначе. Водитель вовремя не позаботился о техническом обслуживании и ремонте своего авто, значит, он виноват.
Статистические данные
Статистика за прошедший 2016 и завершающийся 2017 год выглядит следующим образом:
- Сотрудники госавтоинспекции зарегистрировали всего 38 500 контактов пешеходов с автомобилями, из них 4 567 случаев были смертельными, а 35 687 человек получили телесные повреждения разной степени тяжести.
- Нередки были случаи нанесения вреда людям со стороны неаккуратных водителей, заезжающих прямо на тротуары и обочины, пытаясь обогнать идущий впереди транспорт. Статистика отмечает 12 250 подобных происшествий, в которых 780 человек погибли, а 12 234 гражданам был нанесен тяжкий вред здоровью.
- В условиях плохой видимости произошло 13 870 наездов и столкновений, в итоге пострадали 11 870 человек и погибли 2 780.
- Зафиксировано 20 877 ДТП по вине водителя, управляющего транспортным средством и не справившегося с управлением (часто в состоянии алкогольного опьянения), 20 100 человек получили травмы, а 1 890 лишились жизни. К сожалению, автовладельцы, находясь за рулем, допускают превышение скорости передвижения внутри города, не снижая обороты двигателя перед пешеходными переходами.
Статистика ежегодно меняется, но в основном динамика происшествий является отрицательной, автомобильные аварии по вине пешеходов происходят все реже.
Но это не означает, что можно расслабиться. Уровень дорожных аварий продолжается оставаться на высоком уровне.
Положительные изменения незначительны, и чаша весов может в любой момент склониться в обратную сторону.
Принятый алкоголь и незнание ПДД неизбежно влекут за собой ДТП. Здесь приведены официальные данные ГИБДД по России.
Нужно отметить, что сведения, предоставляемые статистами, не всегда объективно отражают ситуацию. Внимательным и бдительным нужно быть всегда, особенно на проезжей части. Это поможет избежать сложных и смертельно опасных ситуаций. Нужно заблаговременно позаботиться о своей безопасности и предварительно разобраться в причинах происшествий.
Приблизительно 10% из числа людей, попадающих в ДТП, погибают, то есть жизни лишается каждый десятый. Остальные 90%, оказавшись под колесами, чувствуют себя не лучше, получают травмы и ранения, порой, приводящие к инвалидности.
Последствия для виновного пешехода
Как показывает статистика, нередко в дорожном происшествии бывает виноват пешеход. Следовательно, он должен нести ответственность за свои действия и поступки. Меру наказания определяет всегда суд. Обычно нарушителю приходится заплатить административный штраф в размере 1000 рублей.
https://www..com/watch?v=EXp-JsX27S4
Если по вине пешехода нанесен материальный ущерб, вред здоровью водителя или пассажира, то наказание может быть более серьезным:
- Причинение легкого вреда здоровью водителя наказывается штрафом до 1500 рублей.
- Если имеют место тяжелое состояние пострадавшего или его гибель, то виновнику грозит уголовная ответственность.
- Если после аварии наступила смерть нескольких человек, то судья вправе лишить виновника ДТП свободы на срок до 7 лет.
- По решению Конституционного суда с 2012 года гражданина, виновного в ДТП, могут обязать произвести выплату компенсации пострадавшему за ремонт поврежденного транспортного средства.
По статье 1064 ГК РФ виновник совершения ДТП обязан возместить причиненный пострадавшему водителю материальный вред в полном объёме. В случае смерти самого причинителя вреда, средства на возмещение ущерба взыскиваются из оставленного им наследства.
Осторожными на дороге нужно быть всем. В каждом случае за нарушения правил виновный неминуемо понесет ответственность, вплоть до тюремного заключения.
Кроме того, пешеходам отвечать приходится собственным здоровьем и жизнью.
Изучайте правила дорожного движения сами, разъясняйте их своим детям, чтобы уберечь молодое поколение от попадания под колеса автомобиля.
Источник: http://status-avtojurist.ru/prichiny-dtp-s-uchastiem-peshehodov-i-velosipedistov/
Регулярные ДТП с велосипедистами: столкновение, из-за которого страдают люди и кошельки
Количество аварий с участием автомобилей и велосипедов растет, ведь обоих видов транспорта на улицах становится все больше.
Последствия происшествия для человека, едущего на «двухколесном друге», могут быть очень серьезными.
Но и автомобилиста после подобного ДТП ждут большие проблемы — от взваливания на него вины до необходимости оплачивать ремонт машины.
ДТП, в которых двухколесный транспорт сталкивается с автомобилем, возникают из-за нескольких факторов:
- Нарушения ПДД. Этим грешат и автомобилисты, и велосипедисты. Причем последние часто надеются, что успеют проскочить там, где должны уступить дорогу.
Беспечности способствует их уверенность в большей ответственности водителя машины, чем собственной.
- Незнание ПДД. Иногда велосипедисты не имеют представления о них, не понимают смысла дорожных знаков. Ведь им не нужно сдавать экзамен и получать водительское удостоверение.
- Невнимательность участников аварии. На велосипеде часто нет зеркал, позволяющих видеть происходящее сзади и сбоку. А водитель автомобиля может не заметить оппонента из-за небольших размеров его транспорта.
Рекомендуем прочитать об официальном признании виновным в ДТП. Вы узнаете о том, кто составляет признание виновности в ДТП, документах, подтверждающих вину, образце заявления иска о признании виновного в ДТП.
А здесь подробнее о штрафе за езду по обочине.
Что делать в случае ДТП
После происшествия порядок действий таков:
- необходимо сразу после удара включить «аварийку»;
- узнать, не пострадали ли люди;
- если кто-то из участников травмирован, нужно вызвать «скорую» и ГИБДД;
- оказать пострадавшему первую помощь;
- поставить на дорогу знак аварийной остановки;
- найти тех, кто видел происшествие, записать их имена, адреса и телефоны;
- сфотографировать место аварии, положение автомобиля, тормозной путь, окружающие предметы, знаки, другие машины и т.д.;
- дождаться сотрудника ДПС;
- дать ему исчерпывающие объяснения по делу;
- прочитать, как они отражены инспектором в протоколе;
- подписать документ, если водитель согласен с ним.
Иногда в протоколе автомобилиста заранее называют виновным или нарушителем. Ему стоит потребовать, чтобы определение заменили на «водитель», если он не считает себя ответственным за происшедшее.
Когда велосипедист уехал с места ДТП, а автомобиль поврежден, его владельцу нужно:
- запомнить приметы беглеца;
- найти очевидцев;
- вызвать ГИБДД.
Это следует сделать, чтобы найти виновника и потребовать от него возмещения ущерба.
О том, как обезопасить себя от лишения прав при ДТП с велосипедистом, смотрите в этом видео:
Кто виноват в случившемся
Сходу выявить виновника ДТП получается редко. Ситуация требует расследования, особенно это важно, когда есть жертвы и пострадавшие.
Но автомобилисту следует понимать, что его транспорт, в отличие от велосипеда, является источником повышенной опасности. Поэтому если человек на «двухколесном друге» не нарушил грубо правила, виновным скорее назовут водителя.
Автомобилисту ни в коем случае не стоит уезжать с места ДТП. Такой поступок расценивается как признание вины и наказывается по части 2 статьи 12.27 КоАП:
Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Велосипедисту тоже не стоит думать, что он в любом случае выступит в роли потерпевшего. В КоАП есть статьи, регламентирующие наказание за нарушения ПДД именно человеком, который ехал на этом легком и безобидном транспорте. Если проступок и стал причиной аварии, виновным признают велосипедиста.
Дтп с наездом на пешеходном переходе
Если авария произошла на «зебре», вина скорее ляжет на автомобилиста. Он обязан пропустить тех, кто движется по переходу.
А велосипедист на этом участке проезжей части должен идти пешком, ведя рядом свой транспорт, а не ехать на нем.
Если он все же не слез с «двухколесного друга», придется принять на себя часть вины. Но и с автомобилиста ответственность не снимется.
Для определения виновника значение имеет соблюдение или игнорирование обоими участниками правил, выполнение требования горевшего на тот момент сигнала светофора.
Ответственность за аварию
Наказание за ДТП несет виновный в нем, а также другой участник, если он нарушил ПДД. Оно определяется КоАП, Законом об ОСАГО, Гражданским Кодексом. А если в аварии кто-то серьезно пострадал или погиб, еще и Уголовным.
Штраф
Минимальное наказание, которое может быть назначено виновнику аварии, это штраф. Размер выплаты регламентируется статьей 12.24 КоАП:
- За легкий вред здоровью потерпевшего придется заплатить 2500 — 5000 р. Или суд может решить отобрать у автомобилиста права на срок 1 — 1,5 года.
- Ущерб здоровью средней тяжести потребует выплаты 10000 — 25000 р. Или водитель останется без ВУ на 1,5 — 2 года.
Наказание для нарушившего ПДД велосипедиста регламентируется статьей 12.29 КоАП:
Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя транспортного средства), влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.
А если во время ДТП он был нетрезв, заплатит штраф в 1000 — 1500 р. по части 3 той же статьи.
Арест
Если водитель сбежал с места происшествия, его накажут по статье 12.27. Одна из мер, регламентируемых ею, арест до 15 суток. Он может налагаться и в соответствии со статьей 264 УК, когда:
- Потерпевший получил тяжкие повреждения. Виновного могут арестовать на 6 месяцев или посадить в тюрьму на 2 — 3 года, принудить к обязательным работам на срок до 2 лет.
- Пострадавший получил тяжелый вред здоровью, а водитель во время ДТП был пьян. Виновному грозит тюрьма на срок до 4 лет или общественные работы до 3 лет.
- Второй участник погиб. Виновник получит до 5 лет тюрьмы или до 4 лет принудительных работ.
- Велосипедист погиб из-за пьяного автомобилиста. Последний сядет в тюрьму на срок от 2 до 7 лет.
Арестовать на 15 суток могут и сбежавшего велосипедиста, если ДТП имело серьезные последствия.
Законно ли требование о выплате компенсации
Иногда аварии заканчиваются только повреждением имущества. Здесь есть несколько вариантов улаживания проблемы:
- Если потерпевшим признан велосипедист, он может обратиться в страховую компанию виновника. Нужно только, чтобы у автомобилиста был полис ОСАГО. Компания примет все необходимые в случае с ДТП документы и возместит ущерб. Если автомобиль не застрахован, придется подавать иск в суд о возмещении материальных потерь. То же можно сделать, когда выплаченная сумма лишь частично компенсирует ущерб, либо страховщик вовсе отказывается его погашать.
- Сложнее, если поврежден автомобиль, а виновным в аварии признан велосипедист. Ведь его транспорт не застрахован. Но это не значит, что водитель машины будет сам платить за ремонт. Велосипедист может добровольно погасить ущерб. А если отказывается, автомобилисту следует подать в суд иск о компенсации нанесенного вреда.
- При наличии у потерпевшего водителя полиса КАСКО ему следует обратиться к своему страховщику. Тот заплатит за ремонт авто. Но потом по суду сможет взыскать эти деньги с виновника.
- Если вина обоюдная, ее степень для каждого определяет суд. Страховщик в таком случае может отказать в выплатах. Деньги придется требовать с помощью иска.
Рекомендуем прочитать о ДТП на служебной машине. Вы узнаете о том, что делать, если попал в ДТП на служебной машине, ответственности за ДТП в рабочее и нерабочее время.
А здесь подробнее о классификации ДТП.
Многих ДТП с участием велосипедистов могло не произойти, если бы они вели себя на дороге ответственнее. И автомобилистам тоже стоит избавиться от пренебрежительного отношения к этому маломощному транспорту, не демонстрировать своего превосходства. Ведь беспечность одних и высокомерие других на дороге могут привести к тяжелым последствиям для всех.
О возмещении ущерба при ДТП с велосипедистом, если виноват велосипедист, смотрите в этом видео:
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас по телефону:
+8 (800) 500-27-29
Это быстро и бесплатно!
Источник: https://avto-urist.online/dtp-s-velosipedistom/
Дтп с велосипедистом: причины, варианты, ответственность
Время чтения: 7 минут
Велосипед является экологически чистым и недорогим по ежедневным расходам транспортным средством. Технические особенности этого вида транспорта позволяют сравнительно легко передвигаться даже в дорожных пробках. Кроме того, сегодня существует мода на велосипеды.
Все это привело к тому, что количество велосипедистов на дорогах постоянно увеличивается. Права на велосипед не требуются, поэтому некоторые велосипедисты забывают о том, что они такие же участники дорожного движения, как и водители автомобилей.
В результате ДТП с велосипедистом случаются довольно часто.
Какие происшествия являются дорожно-транспортными и их виды
К дорожно-транспортным происшествиям относят события, связанные с движением транспорта по дороге или произошедшие с его участием, вызвавшие смерть, травмирование людей либо материальный ущерб. При этом ущерб может быть нанесен транспорту участников движения, грузу, объектам инфраструктуры и другим материальным ценностям.
К наиболее часто встречающимся видам ДТП относят:
- столкновения;
- опрокидывания;
- наезды на препятствия;
- наезды на пешеходов;
- наезды на велосипедистов;
- столкновения со стоящим транспортом;
- столкновения с гужевым транспортом;
- наезды на животных;
- падение пассажиров.
Таким образом, ДТП с участием велосипедиста не только не являются редкостью, но и относятся к числу таких, которые происходят регулярно.
Что говорит статистика о происшествиях с участием велосипедистов
В настоящее время доступны статистические данные только за 2019 год. Следует отметить, что в России наметилась общая тенденция снижения количества ДТП.
Однако на этом фоне статистика происшествий с участием велосипедистов демонстрирует рост. Аварий с участием велосипедистов в 2019 году зафиксировано на 6,1% больше.
С января по сентябрь прошлого года в ДТП пострадали 4606 велосипедистов (рост 4.0%).
Велосипедист даже в специальной экипировке имеет очень слабую защиту в случае ДТП. Поэтому практически каждое происшествие с их участием сопровождается получением травм различной степени тяжести, а нередко приводит к летальному исходу.
Основные виды ДТП с участием велосипедиста и их причины
Каждая конкретная авария, участниками которой являются механическое транспортное средство и велосипед, по-своему уникальна. Однако по общим признакам такие происшествия можно объединить в большие группы и даже определить причины этих ДТП. Рассмотрим основные виды подобных происшествий.
Наезд на велосипедиста, движущегося по дороге в попутном с автомобилем направлении
Основной причиной таких происшествий является нарушение велосипедистом ПДД. Многие водители таких транспортных средств забывают заблаговременно подавать сигналы поворота и, объезжая препятствия, попадают под колеса попутных машин.
Еще одной причиной является крайне редкое использование велосипедистами нашей страны различных приспособлений и одежды, делающих их более заметными на дороге.
Велосипед сравнительно мал, а глаз водителя привык к более крупным объектам, поэтому велосипедиста могут просто не заметить. Такая опасность особенно возрастает в темное время суток.
Конечно, это никак не уменьшает вину водителя, однако, надев специальную одежду со светоотражающими элементами, велосипедист существенно снижает вероятность ДТП со своим участием.
Наезд при движении велосипедиста по проезжей части навстречу потоку машин
Правилами дорожного движения велосипед признается транспортным средством. Согласно тем же правилам автомобиль или мотоцикл являются механическими транспортными средствами.
И хотя эти две группы транспортных средств имеют некоторые отличия, ПДД обязаны соблюдать все участники дорожного движения.
Любое транспортное средство должно двигаться по правой части дорожного полотна с соблюдением рядности.
Велосипед, движущийся навстречу потоку машин, – это грубейшее нарушение правил, которое может привести к трагедии.
Если вам необходимо проделать какой-то участок пути именно таким образом, встаньте с велосипеда и катите его по обочине. В этом случае вы становитесь пешеходом и действуете в соответствии с правилами.
Столкновение с автомобилем в местах выезда из дворов и сопредельных территорий
Такие случаи составляют едва ли не большинство ДТП с участием велосипедистов, которые в подобных ситуациях могут двигаться как по проезжей части, так и по тротуару. Основной причиной столкновений в этом случае является ограниченный обзор у водителя автомобиля.
При выезде из дворов обзор зачастую ограничивают зеленые насаждения, различные киоски и рекламные конструкции. И если в это время по тротуару движется велосипедист, вероятность столкновения весьма высока.
При этом виновником происшествия может быть признан любой из его участников.
Причиной является то, что согласно ПДД водитель, с одной стороны, обязан пропустить велосипедиста, с другой – велосипедист при движении по тротуару не должен создавать помехи движению других лиц, а в потенциально опасных местах обязан спешиваться.
Если же водитель выезжает на дорогу, обзор ему часто закрывают припаркованные у края дороги машины. В этом случае он может просто не заметить велосипедиста из-за низкой посадки.
В случае столкновения с велосипедом, выехавшим из-за припаркованных на краю дороги машин, виновным будет признан автомобилист, так как он не пропустил транспорт, движущийся по дороге.
Хотя в этом случае велосипедист мог бы избежать аварии, поскольку его более высокая посадка в большинстве случаев позволяет видеть надвигающуюся опасность.
Наезд на пешеходном переходе
ДТП на пешеходном переходе с велосипедистом – еще один случай столкновений. Чаще всего причиной происшествия является нарушение велосипедистом ПДД.
Дело в том, что при движении по пешеходному переходу он должен спешиться и толкать велосипед рядом с собой.
В этом случае он становится пешеходом и приобретает преимущество над транспортом на переходе.
Ответственность участников ДТП
При столкновении транспортных средств лица, управляющие ими, отвечая на вопрос, кто виноват, признают свою вину. Однако следует держать себя в руках и не торопиться с выводами – виновность в России окончательно определяет только суд.
Поэтому вызывайте сотрудников ГИБДД, оформляйте происшествие и не спешите признавать свою вину – у специалистов по этому поводу может быть иное мнение.
Следует иметь в виду, что за нарушение ПДД основным наказанием является штраф – его нарушитель уплатит в любом случае.
Однако в зависимости от тяжести последствий происшествия виновника ДТП могут привлечь и к иным видам ответственности – материальной или уголовной.
Ответственность водителя автомобиля
Если автомобилист признан виновником ДТП с участием велосипедиста, степень его ответственности прежде всего зависит от того, какие последствия повлекла авария.
Если лицо, управлявшее велосипедом, погибло или стало инвалидом, придется нести уголовную ответственность – до двух лет лишения свободы.
Если велосипедист, получив травмы, остался жив и не стал инвалидом, предусмотрена административная ответственность – штраф в размере до 25 тыс. рублей и 2 года лишения прав на управление транспортом.
Ответственность велосипедиста
В случае ДТП большинство из нас склонно жалеть велосипедиста как человека, который физически страдает сильнее, чем другие участники аварии.
Однако закон подходит к этому вопросу иначе, и для нарушителей, управляющих велосипедами, тоже предусмотрены наказания. Если велосипедист просто нарушил ПДД, штраф составит 800 рублей.
Если он был пьян, штраф возрастает до 1 – 1,5 тыс. рублей.
Такая же сумма штрафа – от 1 до 1,5 тыс. рублей – установлена и за совершение ДТП по вине велосипедиста.
При этом важно понимать, что штрафом можно отделаться только в случае, если пострадавшие не погибли и не стали инвалидами, иначе наступит уголовная ответственность.
Кроме того, придется возмещать материальный ущерб. А поскольку полиса ОСАГО велосипедисты не имеют, ущерб придется возмещать из собственных средств.
Читайте более подробно о том, что грозит за наезд на велосипедиста.
ДТП с участием несовершеннолетних велосипедистов
Дети более склонны к совершению необдуманных поступков, поэтому юные велосипедисты часто становятся участниками различных ДТП. В связи с этим, завидев на дороге юных велосипедистов, взрослым участникам дорожного движения следует проявлять предельную осторожность и не рассчитывать на то, что дети будут строго соблюдать ПДД.
Кроме того, следует иметь в виду, что административная и уголовная ответственность на несовершеннолетних виновников ДТП не распространяется. Материальную ответственность за нанесенный по их вине ущерб будут нести родители или законные опекуны.
Как действовать, если произошло ДТП с участием велосипеда
Отвечая на вопрос, что делать, если произошло ДТП, прежде всего следует отметить, что оформление происшествия с участием велосипедист по европротоколу невозможно в связи с отсутствием у него ОСАГО. В остальном действия такие же, как и при любом другом ДТП:
- Немедленно остановиться или не двигаться, если автомобиль стоял.
- Выставить знаки аварийной остановки (не ближе 15 м – в населенных пунктах и не ближе 30 м – за городом).
- Выяснить состояние других участников ДТП, оказать помощь пострадавшим.
- Зафиксировать обстановку происшествия.
Если велосипедист не пострадал и хочет уехать, лучше все-таки дождаться ГИБДД. В крайнем случае возьмите расписку об отсутствии у него повреждений и претензий. Иначе, если они возникнут позже, вас ожидают серьезные проблемы.
Как происходит возмещение ущерба при ДТП с велосипедистом
После введения обязательного полиса ОСАГО водитель автотранспорта, своевременно его оформивший, лучше защищен материально от претензий по поводу ущерба, нанесенного в результате ДТП, произошедшего по его вине. Выплата компенсации производится страховой компанией, в которой приобретен полис.
Чтобы получить компенсацию, велосипедисту следует обратиться в страховую компанию виновника происшествия и предоставить:
- Справку о произошедшем ДТП.
- Копию одного из следующих документов:
- протокола об административном правонарушении;
- постановления по делу об административном правонарушении;
- постановления об отказе в возбуждении дела.
- Извещение о ДТП.
- Документы, удостоверяющие личность заявителя.
- Документы, указанные в пп. 4.1, 4.2, 4.4 -4.7 положения «О правилах ОСАГО» Банка России от 19.09.2017 года – если возмещается вред здоровью.
Если страховая компания отказывает в выплатах, пострадавший имеет право обратиться в суд с обязательным соблюдением процедуры досудебного урегулирования.
На практике это означает, что в страховую компанию нужно отправить заказным письмом претензию с описанием вложения и уведомлением о вручении.
Если через 10 дней после вручения претензии удовлетворяющий вас ответ не получен, можно подавать исковое заявление в суд.
Если у водителя отсутствует полис ОСАГО, ущерб превышает сумму, покрываемую страховкой, или требуется возмещение морального ущерба, все эти суммы виновник ДТП покрывает за счет личных средств.
Если он отказывается произвести выплаты добровольно, следует обращаться в суд.
Как известно, велосипедисты полиса ОСАГО не имеют и весь ущерб, причиненный по их вине, возмещают из личных средств.
Велосипед не является транспортным средством повышенной опасности, поэтому ответственность водителя наступает по ст. 1064 ГК РФ. Если виновник ДТП отказывается возместить ущерб добровольно, придется также обращаться в суд.
В заключение
ДТП с участием велосипедистов происходят очень часто. В связи со слабой защитой велосипедиста основная доля травм обычно достается именно ему. Поэтому мы призываем всех участников дорожного движения – автомобилистов и велосипедистов – к безусловному соблюдению ПДД и предельной внимательности.
Если один из участников аварии является велосипедистом, по европротоколу такое происшествие оформлять нельзя. Что касается возмещения ущерба, причиненного по вине велосипедиста, нужно учитывать, что в большинстве случаев денежную компенсацию придется взыскивать через суд, так как полиса ОСАГО у него нет.
Машина сбила велосипедиста, разбор аварии:
Источник: https://1avtoyurist.ru/dtp/obshhaya-informaciya/avariya-s-velosipedistom.html
Дтп с участием велосипедиста и автомобиля, как определить виновника
Движение на дороге включает различные виды транспорта. Велосипедисты также входят в этот круг, поскольку совершают движение непосредственно рядом с остальными участниками. При этом не редко случаются ДТП с велосипедистом, что может потребовать изучить юридическую сторону вопроса.
Управление велосипедом согласно законодательству РФ выполняется без получения соответствующего разрешения. Нет необходимости сдавать на права, но велосипедист выступает полноправным водителем механического средства, движимого физическими усилиями. Кроме того, он полноправный участник дорожного движения.
В результате ДТП, которые случаются достаточно часто, могут пострадать люди. Урегулировать вопросы можно только на основе законодательства.
Столкновение велосипедиста и автомобиля выступает аварийной ситуацией.
Когда такое происходит, участники обязуются совершить ряд действий, что предусматривается Постановлением Правительства РФ № 1090 «О Правилах дорожного движения» в последней редакции от 26.10.2017.
Существует общеустановленный порядок действий:
- Обследовать всех участников на повреждения.
- При необходимости вызвать врачей скорой помощи.
- В тех случаях, когда водитель (являющийся виновником ДТП) пытается скрыться, следует зафиксировать номер авто.
- Вызвать дорожную службу – ГИБДД.
- Запрещается производить какие-либо действия по отношению к транспортному средству или другим предметам, попавший в аварию (наказание за это предусмотрены ст. 12.27 КоАП).
- Попытаться задействовать свидетелей, которые стали очевидцами происшествия.
- Сделать фото места ДТП.
- Зафиксировать повреждения.
- Дождаться сотрудников ГИБДД.
- Сотрудничать в процессе составления протокола.
- Подать претензию о возмещении нанесенного виновником ущерба.
- При необходимости обратиться в суд.
Возникновение аварийной ситуации далеко не редкость, к тому же виновником может быть каждая сторона ДТП с участием велосипедиста. Именно поэтому для участников дорожного движения так необходимо знание юридической стороны вопроса.
Кто виноват
Первым делом, когда случается ДТП, необходимо определить виновника. Особенно при возникновении споров касательно повреждений и нанесенного ущерба.
Виновником может быть по своей невнимательности или пренебрежительному отношению к другим участникам движения, как водитель автомобиля, так и непосредственно велосипедист.
Для того чтобы установить зачинщика аварийной ситуации, нужно знать возможные причины ее возникновения. Разное восприятие дорожного движения может вызвать непредвиденные обстоятельства.
Распространенными причинами следует назвать:
- Неосмотрительный поворот водителя направо.
- Езда велосипедистов по тротуарам.
- Не используются светоотражатели и фонари.
- Переезд велосипедистом пешеходного перехода.
- Непредсказуемые маневры водителя велосипедного транспорта.
- Водители машины не уступают дорогу при пересечении перекрестков.
Могут быть и другие источники, поскольку все предвидеть невозможно. Кроме того, зачастую отдельно выделяют причины ДТП по вине велосипедиста или водителя автомобиля.
На пешеходном переходе
Правилами дорожного движения предусмотрены условия передвижения по пешеходным дорожкам или зонам. Что касается перехода, то Постановление № 1090 пункт 29.8, запрещает его пересечение, находясь непосредственно в движении за рулем. Данный пункт вступил в силу от 14.11.2014 г.
ДТП такого рода избежать практически невозможно. Основной причиной выступает нарушение движения непосредственно самим велосипедистом, который пытается в быстром темпе пересечь участок дороги в недозволенном месте.
Зебру он должен пересекать пешим ходом. Если не учитывать исключений, виновником выступает велосипедист.
ДТП с велосипедистом на пешеходном переходе далеко не редкость, поэтому водитель должен быть хорошо подкован юридически. Быстрое движение в неустановленном месте может повлечь за собой серьезные травмы, не говоря уже о материальном ущербе. Поэтому нужно быть не только внимательным, но и очень осторожным.
При езде по тротуару
ПДД РФ позволяют велосипедисту осуществлять движение непосредственно по тротуару. Однако даже если учитывать, что автомобилю там езда запрещена, довольно распространенным является столкновение при участии этих двух участников.
Плохой обзор при выезде автомобилиста в отдельных участках может спровоцировать аварию.
Чтобы понять, что должен делать велосипедист, который попал в ДТП, необходимо хорошо знать правила движения. Юридический фундамент также будет преимуществом.
Базовые действия, которые следует предпринять:
- обеспечить собственную безопасность, разместившись на удаленном расстоянии от дороги;
- приложить усилия, чтобы задержать других участников происшествия;
- оказать пострадавшим, при необходимости, первую помощь или вызвать скорую;
- сообщить о ДТП в дорожную службу или в страховое агентство, если есть полис;
- привлечь очевидцев в качестве свидетелей;
- подробно описать сотрудникам ГИБДД причину и детали аварии.
В большинстве ситуаций такого рода есть возможность избежать аварии, однако для этого необходимо хорошее знание правил и внимание обоих участников движения в процессе езды на транспортном средстве.
Во дворе
Учитывая габариты машины и велосипеда, авария может случиться даже во дворе.
Ситуация довольно распространенная, особенно в таких случаях:
- выезд авто со двора на проезжую часть в сочетании с плохим обзором;
- движение на дорогу между домами и другие.
При таких обстоятельствах, виновником юридически будет владелец автомобиля. По факту виновниками ДТП во дворе дома являются обе стороны.
Велосипедист также обязан внимательно смотреть во все стороны. Обширный обзор управляющего велосипедом позволяет избежать столкновения, если автомобилист не заметил движения.
При встречном движении
Комфортное взаимодействие на дороге всех участников определяется не только ПДД, но и разметкой. В Российской Федерации принято двигаться по правой полосе, что обязаны выполнять все, без исключения. Нет значения, какой транспорт используется водителем.
Осуществляя поездку по встречному движению, может возникнуть ДТП авария с велосипедистом на перекрестке. Это происходит, когда последний движется против потока машин.
Данное нарушение может спровоцировать аварию, нередко случаются печальные исходы. Виновником будет, скорее всего, признан велосипедист.
Избежать, происшествие и неприятностей можно только при условии соблюдения ПДД РФ, а также внимательности всех участников движения. Последнего добиться крайне сложно, поэтому аварии практически неизбежны.
На остановке общественного транспорта
Еще одна достаточно распространенная ситуация, когда происходят аварийные происшествия, где замешаны владелец авто и велосипеда. Остановка не выступает в качестве места передвижения любого из транспортных средств.
При этом иногда невозможно избежать ДТП с припаркованным автомобилем.
Не следует забывать и об общественном транспорте, поскольку эксплуатация остановок им необходима. Совершая посадку/высадку пассажиров, водитель останавливается на отведенном для этого месте.
Возвращение автобуса/троллейбуса в дорожный ряд может стать для велосипедиста проблемой. Это тот случай, когда в ДТП могут участвовать три стороны, от которых зависит исход ситуации.
Ответственность сторон при аварии
Дорожное движение также выступает правовым полем, которое может быть затронуто в результате возникновения непредвиденных обстоятельств. ДТП не являются большой редкостью, что требует регулировки взаимоотношений для устранения конфликтов, материального и нематериального ущерба. Травматизм также нельзя списывать со счетов.
Чтобы разрешить конфликт между участниками аварии, нужно хорошо понимать, какую ответственность можно понести за нарушения.
Они совершаются:
- водителем;
- велосипедистом;
- пешеходом.
При этом все стороны могут быть наказаны, если стали инициаторами происшествия. Для каждой из сторон есть свои условия, чтобы ответить за нарушение установленных правил, а также за нанесение увечий и материального ущерба. Таким образом, следует рассмотреть варианты с юридической точки зрения.
Водителя
Когда происходит ДТП, где водитель сбил велосипедиста, предусмотрено несколько вариантов ответственности. Они непосредственно зависят от степени тяжести последствий.
Незначительное происшествие может обойтись простым штрафом или возмещением за травмы и ущерб. Когда авария становится причиной смерти людей, в дело вступает Уголовный кодекс РФ. Предусмотрена криминальная ответственность, наказание за ДТП со смертельным исходом, влечет за собой уголовный срок.
Велосипедист, который не получил травм, может просить лишь о выплате компенсации на ремонт. Однако для ее выполнения требуется участие еще одной стороны. Обязательным условием будет наличие протокола, составленного сотрудниками ГИБДД.
Велосипедиста
В ПДД четко прописано, что велосипед выступает полноценным транспортным средством. Законодательство РФ, в частности КоАП, не предусматривает наказания для владельцев этого ТС. Кодекс учитывает для этого объем двигателя и максимальную скорость, где нет параметров под велосипед.
Виновник в лице велосипедиста может понести ответственность согласно ГК РФ. Довольно распространены ситуации, когда велосипедист скрылся с места ДТП. Определить его личность или опознать по ТС практически невозможно. У него отсутствуют права или номер, как у автомобиля.
Зафиксировать происшествие может только сотрудник ГИБДД. Если протокола с мультимедийным (видео) сопровождением места аварии не будет, взыскать с виновника возмещение ущерба невозможно, нужны доказательства. А повреждение авто придется устранять собственными силами.
Пешехода
Участие в аварийной ситуации этой категории дорожного движения также может спровоцировать ДТП. Велосипедисты нередко сталкиваются с пешеходами. Так же, как и в случае с автовладельцами, обе стороны способны стать зачинщиками. В данной ситуации предусмотрена ответственность.
Регулирование взаимоотношений участников ложится на Гражданский и Административный кодексы. При условии нанесения ущерба, виновник будет вынужден его возместить в соответствии с решением суда. Должны учитываться все обстоятельства и привлекаться свидетели и разного рода доказательства.
Возмещение ущерба
Каждый участник ДТП может получить травмы, материальный и моральный ущерб. При условии мирного соглашения можно избежать ненужных разбирательств, которые могут дойти до суда.
Осуществление процедуры возмещения выступает привычной юридической практикой. Основанием для этого выступает постановление ГИБДД, а также представленные доказательства.
Аварии на велосипедах могут быть причиной судебного разбирательства, выяснения отношений со страховой фирмой или с юридическим лицом, которое предоставляет услуги по регулированию спора.
Подготовиться к успешному завершению можно при условии знания всех событий нарушения, при которых привлекается та или иная сторона. Правовая сфера выделяет отдельно возмещение вреда виновником и страховой компанией.
Виновником
Порядок выполнения возмещения возможен при условии определения виновника, что фиксируется в протоколе по делу.
В их качестве могут быть в равной степени:
- Водитель транспортного средства.
- Велосипедист.
Не каждый владелец может иметь страховку на момент ДТП. Поэтому велосипедист имеет право потребовать возмещения в судебном порядке. А также до суда дойдет дело, в случае отказа страховой выплачивать средства за повреждения (ТС или телесные). Возможен отказ из-за величины ущерба моральной компенсации, тогда пострадавшее лицо может обратиться к суду.
В случае с велосипедистом ситуация гораздо сложнее. Он не обязан страховать велосипед, что исключает возможность компенсации ущерба при помощи СК.
Однако регулирует этот вопрос Гражданский кодекс. Ответственность может наступить согласно ст. 1064, которая предусматривает компенсацию. В силу сложностей обстоятельств дело может дойти до суда.
Страховой компанией
Когда виновником является автомобилист, он может воспользоваться полисом ОСАГО. В таком случае страховая компания может покрыть нанесенный вред. Для этого потребуется собрать соответствующий пакет документов. Соблюдение требований поможет осуществить операцию должным образом в отведенные сроки.
Для получения компенсации велосипедисту потребуется самолично обратиться к страховщику.
Для этого нужны следующие документы:
- протокол с места происшествия, составленного сотрудниками ГИБДД;
- постановление о ДТП;
- извещение;
- документ, подтверждающий личность;
- номер счета в банке.
Отказ дает право на обращения с прошением в судебный орган. Такой ущерб будет возмещаться согласно ГК РФ.
Профилактика ДТП с велосипедистами в России
В пределах государства регулярно проводятся профилактические работы с велосипедистами. Это необходимая мера для предотвращения аварийных ситуаций. В большинстве случаев в роли водителей велосипедного транспорта выступают дети, достигшие 14 лет (ПДД РФ).
Источник: https://avt-yurist.ru/dtp/dtp-uchastiem-velosipedista.html