Возмещение ущерба вследствие вины дорожных служб
К сожалению, в нашей стране практически не найдется ни один водитель, который бы ни разу не вспомнил «добрым словом» сотрудников дорожных служб.
Решить эту проблему на уровне отдельного пострадавшего из-за состояния дороги владельца автомобиля сложно, но если не бороться с этим явлением, ни к чему хорошему это не приведет.
Виновник должен ответить за нарушения.
Причинами образовавшихся дорожных ям, ухабов и аварийного состояния дорог могут служить нарушения технологического процесса при их строительстве, использование материалов ненадлежащего качества и не отвечающих установленным нормам и стандартам, сложные погодные условия, особенности рельефа местности, а также другие негативные факторы. В любом случае, из-за плохой дороги, ям и провалов по вине дорожных служб страдают владельцы автомобилей. Как показывает статистика, неудовлетворительное качество дороги является причиной 15–20 % всех ДТП. Плохое состояние дорожного покрытия существенно увеличивает риск аварийности, приводит к вынужденному посещению шиномонтажных мастерских для ремонта легкосплавных дисков, в особенности большого радиуса, внеплановым поездкам на СТО, чтобы перебрать подвеску и ходовую часть автомобиля, а также другим непредвиденным расходам.
Каким образом водителю защитить свои права, если ДТП случилось в связи с плохим дорожным покрытием?
Как правильно на месте ДТП зафиксировать состояние дороги, чтобы выйти с иском в суд с требованием о возмещении причиненного ущерба?
Ответственность за плохое состояние дорожного покрытия
Если автомобилю нанесен ущерб из-за плохой дороги, дорожных ям или провалов по вине дорожно-эксплуатационных служб, владелец авто имеет право взыскать компенсацию ущерба с государства.
Водитель может проколоть колесо, наехав на выбоину, вылететь в кювет из-за неубранных снежных куч или предупреждающих ограждений. В этих и подобных случаях по вине дорожных служб согласно законодательству РФ причиненный вред должен возмещаться водителю этими службами в полном объеме.
Эта ответственность касается также различных организаций, работающих на дороге или рядом с дорогой, включая сотрудников ГИБДД.
Нормативная база и фиксация следов ДТП
Одним из главных условий взыскания компенсации ущерба из-за плохой дороги будет грамотный подход к этому вопросу.
Согласно законодательству ответственность за состояние и повреждения проезжей части дороги несут должностные лица дорожно-эксплуатационных организаций, осуществляющих ремонт или реконструкцию определенных участков дорог по долгосрочным или разовым договорам.
В гл. 28 НК РФ «Транспортный налог» законодателем указаны нормы, в соответствии с которыми каждый владелец автотранспортного средства (налогоплательщик) обязан уплачивать транспортный налог.
Денежные средства, полученные как оплата налога, направляются далее на строительство, содержание, ремонт, а также реконструкцию дорог.
Таким образом, если автовладелец обязан уплатить транспортный налог, то он имеет право на должное обеспечение состояния дорог которыми он пользуется.
Ст. 28 ФЗ РФ № 257-ФЗ от 08.11.2007 г.
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» определяет ответственность дорожных служб за ДТП, вызванные некачественным ремонтом или реконструкцией дороги: «Пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог, вследствие нарушений технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог».
Требования к состоянию дорог определены ГОСТ Р 50597–93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
ГОСТом предусмотрено, что дорога должна быть обозначена соответствующими дорожными знаками, в условиях плохой видимости – дополнительно сигнальными огнями. Глубина дорожных ям не должна превышать 5 см, ширина – 60 см, длина – 15 см. Все остальные неровности, впадины и т.п.
должны быть отмечены дорожными знаками или светоотражающими заграждениями.
ГОСТом 50597–93 также установлены сроки устранения ям и трещин: от 5 до 10 суток. На федеральных скоростных трассах этот срок составляет не более 5 суток.
Любое из отклонений от требований законодательства является поводом для того, чтобы привлечь дорожные службы к юридической ответственности.
После попадания автомобиля в яму (открытый люк), столкновения с препятствием вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей дорожными службами, необходимо незамедлительно вызывать ГИБДД для фиксации места ДТП с использованием технических средств, проведением фото и видео съемки, установлением свидетелей и очевидцев ДТП и их опросом, а также составлением процессуальных документов.
Поведение водителя на месте ДТП
От действий водителя в момент подобного ДТП во многом зависит возможность компенсировать ущерб. Прежде всего, следует очень серьезно отнестись к следующим моментам:
- Сразу же обратить внимание сотрудника ГИБДД на плохое состояние дороги, указав при этом причину, по которой автомобиль получил повреждения. В протоколе осмотра места происшествия должны быть указаны все детали, которые спровоцировали ДТП: описание состояния дорожного полотна, имеющихся повреждений автомобиля, а также факт отсутствия предупреждающих дорожных знаков и ограждений. Содержание протокола необходимо изучить внимательно, поскольку существует риск отражения в нем иной дорожной обстановки, отличной от фактической.
- Если указанное действие не угрожает жизни или здоровью автовладельцам, пассажирам, иным участникам движения, необходимо обеспечить сохранность следов ДТП, не перемещать автомобиль, сохранив все доказательства ДТП до момента фиксации данных. Необходимо определить размеры ямы, куда угодил автомобиль. Указанные характеристики, размеры как раз и будут служить дальнейшим основанием несоответствия ГОСТу и следовательно несоблюдение стандарта станет основанием для признания вины дорожно-эксплуатационной организации, которая ответственна за обслуживания определенного участка дороги.Важным фактором является самостоятельная фиксация следов ДТП, проведение осмотра места ДТП, при этом необходимо сфотографировать или снять на видео с указанием даты и времени съемки все указанные нарушения (размеры ям, форму, расположение и пр.). Съемка должна производиться таким образом, чтобы на фото (видео) был виден конкретный участок дороги, где произошла авария, опознавательные знаки этого участка дороги: осуществить привязку к определенному стационарному объекту к углу дома, зданию, столбу, с указанием точного адреса, номера этого дома, названием улицы, указанием координат GPS и т.д. После этого следует составить свой независимый акт с описанием приложенных фото или видео материалов и подписать его вместе со свидетелями.Имеет смысл вызвать на место представителя страховой компании и потребовать от него производства аналогичных действий.
- Потребовать у сотрудника ГИБДД, чтобы он вызвал на место аварии должностное лицо, представляющее эксплуатирующую указанный участок дороги организацию. Ему также следует зафиксировать состояние определенного участка дороги в целом. При рассмотрении дела эти данные будут служить веским аргументом и доказательством того, что авария произошла по вине дорожных служб, в связи с их неправильными действиями или бездействием.
- Попросить свидетелей подтвердить слова водителя в письменном виде и взять их контактные данные. В соответствии со ст. 25.6 КоАП свидетелем может являться любое лицо, которому стали известны обстоятельства по делу. Свидетелями аварии могут быть пассажиры, проезжающие мимо водители или пешеходы, находящиеся на месте происшествия. К протоколу ГИБДД должна прилагаться схема ДТП с отражением всех обстоятельств дела. Эта схема должна составляться в присутствии двух понятых. Водителю следует оставить себе копию протокола.
- Быть предельно внимательным, поскольку сотрудники дорожных служб, наученные горьким опытом, до приезда сотрудников ГИБДД могут постараться быстро убрать или скрыть следы своей вины: например, засыпать яму щебенкой, установить крышку люка, посыпать дорогу песком или установить все необходимые знаки. В таком случае помогут фотоаппарат или видеокамера с фиксацией всех действий дорожных служб после ДТП и показания свидетелей, также следует указать представителям дорожных служб о произошедшем ДТП и необходимости фиксации следов, в связи с чем необходимость обеспечить их сохранность.
В том случае, если не удалось добиться данных о компании, ответственной за состояние дороги, можно обратиться с заявлением в правоохранительные органы, включая прокуратуру.
В любом случае, получить компенсацию сможет тот автомобилист, вины которого в случившемся ДТП нет. Если сотрудники ГИБДД обвинили в ДТП водителя, это решение при наличии оснований может быть обжаловано в порядке действующего законодательства.
Для этого пригодятся все вышеперечисленные доказательства, полученные непосредственно на месте ДТП и в последствии.
Досудебное урегулирование
Если известен ответчик, имеет смысл разрешения сложившейся ситуации с помощью автоюристов нашей компании в досудебном порядке.
Для этого необходимо направить виновнику ДТП претензию о возмещении материального вреда о возмещении материального вреда с предложением добровольного урегулирования ситуации.
В случае отказа, следует направить в суд исковое заявление и инициировать судебный процесс. Сумму материального ущерба при этом лучше подтвердить соответствующим документом – заключением независимой экспертизы.
Если суд на основании всех документов установит, что водитель пытался разрешить спор в досудебном порядке с дорожной организацией, это может быть положительно расценено в его пользу.
К тому же, добровольное возмещение ущерба виновником (дорожной организацией) – вполне вероятно, если претензия составлена грамотно и с обоснованием расчета суммы материального ущерба.
Оценка ущерба
Чтобы оценить степень полученных повреждений после ДТП из-за плохого состояния дороги, следует обратиться к независимым экспертам ФАСПб.
Для осмотра поврежденного автомобиля целесообразно пригласить представителя соответствующей дорожно-эксплуатационной организации.
Это не позволит им в дальнейшем утверждать, что автомобиль осмотрен в их отсутствие.
Судебный процесс
Если дорожная компания отказала в досудебном возмещении материального ущерба, тогда придется обращаться в суд. Главной задачей при этом является правильное составление искового заявления, приложив к нему все имеющиеся документы и материалы. Заявление необходимо отправить через почту заказным письмом.
Расходы пострадавшего водителя по оплате независимой экспертизы, по эвакуации автомобиля, участию автоюриста или автоадвоката взыскиваются судом с ответчика (или проигравшей стороны).
Ответственность можно возлагать не только на сотрудников дорожных компаний, но также и на инспекторов ГИБДД. В силу п.
58 Административного регламента МВД РФ №185 от 02 марта 2009 года, сотрудник ГИБДД обязан осуществлять регулирование дорожного движения, если возникает «необходимость предупреждения объезда возникшего препятствия, места дорожно-транспортного происшествия, проведения аварийно-спасательных работ». Сделать он это может лично, установив временные дорожные знаки или указатели, обеспечив ограждение участка дороги техническими средствами (конусами, сигнальной лентой и пр.).
Выводы
Досудебные и судебные разбирательства по вопросам возмещения ущерба из-за плохого состояния дорожного покрытия в нашей стране с каждым годом становятся популярнее. Важно при этом собрать все необходимые документы и материалы, оценить повреждения, а также знать свои законные права.
Не отчаяться и добиться справедливости пострадавшим автовладельцам помогут юристы ФАСПБ. Практика показывает, что судебный процесс вполне действенный и помогает возместить ущерб с виновной стороны.
В любом случае, свои права необходимо уметь отстаивать.
Если и дальше продолжать бездействовать, попадая в подобные ситуации и ремонтируя поврежденный автомобиль за свой счет, то маловероятно, что ситуация на дорогах сама по себе изменится в лучшую сторону.
Бесплатная консультация автоюриста — по тел. +7 (812) 426-18-18
Источник: https://FedAvto.ru/uslygi/predstavitelstvo/vozmeshhenie-ushherba-vsledstvie-viny-dorozhnyx-sluzhb
Судебная практика по ДТП — примеры разбирательств и как доказать свою невиновность
Приобрести автомобиль сегодня не такая уж несбыточная мечта. Обладание им приносит не только всякие приятности, но и порой заставляет раскошелиться. Особенно обидно, когда это происходит из-за дорожной аварии. В России число происшествий на дороге достаточно велико. Только в 2017 году было зафиксировано целых 160 тысяч таких инцидентов.
А статистика судебных органов показывает, что часто участникам ДТП приходится обращаться в суд за защитой своих прав. Причины таких исков многообразны: от оспаривания вины в аварии до взыскания денег на ремонт поврежденного автомобиля.
О самых распространенных причинах таких судебных споров и о том, как защитить себя в них, и пойдет речь в нашей статье.
Примеры из судебной практики
Попасть в дорожную аварию и повредить свое и чужое авто — это только начало. «Бывалые» водители знают, что далее могут последовать еще и судебные тяжбы. Конечно, происшествия бывают разнообразными, а фантазия юристов неистощима, но в целом суды по ДТП можно разделить на такие группы:
Большую практическую пользу попавшему в такую беду человеку принесут уже состоявшиеся судебные акты по схожим случаям. Рассмотрим наиболее интересные судебные дела по ДТП.
Бесконтактная авария
Они действительно встречаются. Рассмотрим пример: водитель Б., выезжая со второстепенной дороги, не предоставил преимущество водителю С., который ехал по дороге главной.
Результат — автомобиль С. съехал в кювет и опрокинулся. Между тем прямого столкновения между ними не было. Тем не менее нарушитель Б. был признан виновником этой аварии.
Последний решил оспорить решение суда и проиграл.
Вывод: бесконтактная авария не лишает пострадавшего права на денежную компенсацию. Если же виновник ДТП вообще нигде не застрахован, требовать денег придется непосредственно с него.
Ежегодно регистрируются ДТП, виновником которых стала недобросовестная работа дорожных служб (например, не нормативно глубокая яма). Как быть в таком случае?
В первую очередь задокументировать факт такой аварии. Для этой цели следует вызвать инспектора ГИБДД, который составит акт о дефектах в состоянии дороги. Конечно, сначала он проверит, не нарушил ли сам водитель правила движения. Иначе ремонт авто придется оплачивать самостоятельно.
Так, однажды Ш. обратилась в ООО «…» с денежным требованием за повреждение её авто на необработанной от гололеда дороге. Суд ей отказал с такой мотивировкой: Ш. выбрала неподходящую скорость для движения по заснеженной и скользкой дороге, в результате чего и случилась авария. Вот так дорожные службы избежали ответственности.
ДТП со смертельным исходом
Смертельный исход — самое страшное последствие ДТП. Виновника может ожидать уголовная ответственность после аварии. Но в каждом конкретном случае все зависит от обстоятельств происшествия.
Так, водитель Ю. ночью насмерть сбил пешехода Б. Однако, уголовное дело не возбуждалось, поскольку пешеход был пьян, а дорогу решил перейти, минуя пешеходный переход.
Водитель просто не мог избежать столкновения, но при этом двигался без нарушения правил. Гражданский суд впоследствии взыскал с Ю.
денежные средства как компенсацию за моральные страдания, которые испытали родственники погибшего.
Обоюдная вина
Еще один интересный случай: оба участника ДТП оказались нарушителями и одновременно спровоцировали аварию.
Как правило, судебная практика по ДТП, в котором виноваты сразу все водители, складывается из требований определить степень вины каждого из виновников. От этого зависит напрямую размер денежного возмещения, которое каждый из водителей получит от страховых компаний.
К. подал исковое заявление к Г. и страховой компании «..», попросив суд установить вину свою и Г. и взыскать соответствующую сумму в качестве ущерба. Разобравшись в обстоятельствах, судья решил, что вина каждого составляет 50%, поэтому обязал страховую выплатить К. ровно половину от стоимости ремонта.
Если в ДТП пострадали люди, оправившись от своих травм, они имеют право потребовать с зачинщика деньги, потраченные на лечение или восстановление, а также за причиненные страдания. Возмещение было назначено по размеру реальных затрат, а моральную компенсацию сложно подсчитать, её размер определяется на усмотрение судьи.
Неумышленное ДТП
Под фразой «Неумышленное ДТП» скрывается неумышленное оставление места аварии автовладельцем, наказание за которое можно изучить в соответствующей статье.
Любому водителю полезно знать: даже если в ДТП нет других участников, это не повод отправиться домой. Обязательно следует вызвать инспектора.
Иначе, как некому Е., который опрокинул на дороге автомобиль своей фирмы, придется лишиться прав на год. Суд подтвердил, что такое наказание вполне законно и отменять его не стал.
Авария на ЖД переезде
Несмотря на ужасные последствий подобных ДТП практика по таким происшествиям все же есть. Ф. на переезде столкнулся с локомотивом и все участники остались живы. Мало того, Ф.
еще и попытался потребовать с РЖД и машинистов деньги на ремонт своего разбитого автомобиля.
Но в иске ему отказали, так как он сам был виновен, хотя и пытался переложить вину на машинистов.
Как проходят суды по ДТП
После ДТП любого человека интересует, как проходят судебные разбирательства по таким делам. Выше уже отмечалось, что тут возможны три варианта развития событий.
- Если речь идет об оспаривании протокола о дорожном происшествии, тяжба относится к административному судопроизводству. Рассматривая такие дела, судья выясняет у всех участников аварии, как все произошло, кто и где в этот момент находился и т. д. Именно на основе всех установленных в заседании фактов и принимается решение о том, прав был инспектор или нет, действительно ли виновен назначенный виновным водитель. Шансы восстановить справедливость, если инспектор незаконно применил к невиновному водителю наказание, конечно, есть. Но не стоит забывать, что, например, в отношении пьяных водителей суды придерживаются очень жесткой позиции. Процент успешно оспоренных протоколов по такой статье КоАП РФ ничтожно мал.
- Все заявления о денежных возмещениях рассматривают гражданские суды. Их еще называют судами общей юрисдикции. Чаще всего это иски водителей к своим страховым компаниям, которые экономят и платят недостаточную для ремонта автомобиля сумму. Какие здесь особенности? Поскольку требования денежные, их размер придется обосновать, причем документально. В случае страховых нужно заключение оценщика на ремонт или чек из автосервиса. Требуете с виновника деньги на лечение — предоставьте копии медицинских бумаг. Есть только одно исключение — моральный вред. В этом случае решение выносит суд.
- Рассмотрение уголовных дел существенно отличается, поскольку решается судьба человека, совершившего смертельное ДТП. Само уголовное разбирательство в силу закона длится дольше, суд скрупулезно выясняет все обстоятельства, допрашивает и участников, и свидетелей. Большую роль играют вопросы толкования закона применительно к конкретной ситуации. Поэтому основной совет на такие случаи — не стоит отказываться от профессиональной помощи адвоката.
Любой из этих судебных процессов по ДТП складывается из следующих этапов:
- подача заявления (иска, жалобы), в уголовных делах — передача обвинительного заключения с делом в суд;
- непосредственно разбирательство: установление фактов, допросы, экспертизы;
- судебный акт (постановление, решение или приговор).
Независимо от сути дела по ДТП судом всегда разбираются фактические обстоятельства аварии. Именно они определяют дальнейшую судьбу требований сторон.
Как доказать свою невиновность
Пожалуй, самый востребованный вопрос — это как доказать свою невиновность. Чаще всего водителей интересует, что делать если не согласен с протоколом ГИБДД при ДТП. К примеру, несправедливо назначили виновником аварии. Итак, порядок действий должен быть таким:
- Уже на этапе составления протокола нужно письменно сообщить о своем категорическом несогласии. Обычно возражения пишут на самом протоколе. Желательно свои доводы изложить четко, по существу, без «воды». Это поможет в дальнейшем.
- Придется отправиться в отдел ГИБДД на рассмотрение своего административного дела и там также заявить, с чем не согласны и по какой причине. Все эти объяснения обязательно фиксируются в материалах дела.
- Если все-таки постановление вынесено в соответствии с первоначальным решением инспектора ГИБДД, остается одно — оспаривание вины в ДТП в суде. Здесь нельзя пропустить срок на такое обжалование — 10 суток с того дня, когда сам текст судебного постановления был получен на руки. Отдать свою жалобу можно или инспектору, который принял спорный акт, или (куда чаще) сразу в мировой суд. Госпошлину здесь платить не нужно. В тексте важно выделить все основные доводы в свою пользу, желательно со ссылками на законы.
- Если в суде тоже не вышло отменить постановление инспектора, есть еще апелляция в лице суда районного. Образец апелляционной жалобы по ДТП можно взять на сайте местного суда, а также типовые документы обычно есть в самом помещении суда на информационном стенде. Наконец, можно просто обратиться к юристам.
- Закон предусматривает многоступенчатую систему проверки принятых судьями решений. Поэтому при отрицательном результате рассмотрения апелляции можно подать жалобу еще и в областной (краевой и т.п.) суд и как в последнюю инстанцию — в Верховный суд.
Конечно, в рамках одной статьи уместить всю полезную информацию по судебным делам об авариях на дороге невозможно. Каждый такой случай по-своему уникален и требует внимательного подхода и от инспекторов ГИБДД, и в особенности от суда. Главное — это не бояться защищать себя и сразу после происшествия, и впоследствии во всех судебных инстанциях.
Источник: https://AvtoPravil.net/sudebnaya-praktika-po-dtp.html
Как взыскать с виновника дтп моральный ущерб при осаго и без судебная практика
Дорожно-транспортные происшествия не редкость на наших дорогах, поэтому большинство водителей сталкивается с проблемой выплат по ОСАГО, а также возмещения ущерба причиненного в результате ДТП.
Судебная практика по делам о возмещении ущерба в результате ДТП идет по пути полного удовлетворения требований пострадавших, если истец (потерпевший) собирает все необходимые доказательства и обосновывает свои требования, ссылаясь на действующие нормативно-правовые акты.
Виды правовой защиты при взыскании ущерба с виновника ДТП
Судебная практика по возмещению ущерба при ДТП с виновника предусматривает следующие способы правовой защиты:
- обращение с претензией к виновнику дорожного происшествия, с требованием полностью выплатить материальный и моральный ущерб добровольно;
- подача иска непосредственно на страховую компанию, которая отказывается осуществлять страховые платы, либо проводить ремонт автомобиля;
- подача иска на виновника ДТП, если у него нет страхового полиса, либо выплаты меньше, чем реальный ущерб.
Кроме этого судебная практика по возмещению ущерба от ДТП, нормы Гражданского кодекса, Закона об ОСАГО, предусматривают следующие материально – правовые требования, которые удовлетворяются в ходе рассмотрения дел данной категории.
- Материальный ущерб. Он состоит из двух частей. Первая это средства, которые необходимы на ремонт, восстановление автомобиля. Вторая это деньги, что потратил потерпевший на лечение (если ему были причинены телесные повреждения). Кроме этого практика судов допускает перерасчет определенного ущерба в сторону увеличения, если с момента его оценки и взыскания произошла инфляция.
- Моральный ущерб. Судебная практика по взысканию ущерба по ДТП с виновника, говорит о том, что пострадавшие имеют право также требовать с виновного лица моральный ущерб. Он не имеет прямую связь с материальным. Его сумма зависит от физических и психологических страданий, полученных потерпевшим при ДТП.
Нужно знать, что судебная практика по таким делам формируется в основном Верховным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом РФ. Они дают обязательные рекомендации судам низших инстанций в виде пленумов и решений, как правильно применять те или иные правовые нормы.
Изменения к закону об ОСАГО
До марта 2017 года судебная практика по ДТП и взыскание ущерба с виновника ДТП шла по пути того, что с ответчиков (виновных лиц или страховых компаний) взыскивался материальный и моральный ущербы, положенные в виде обязательных выплат и компенсаций.
Но с 1 января 2018 года в Федеральный нормативный акт об ОСАГО были внесены некоторые изменения, согласно которым судебная практика по возмещению ущерба при ДТП по ОСАГО пошла по другому пути.
Главное изменение в Закон об ОСАГО состоит в том, что теперь страховики не обязаны производить компенсационные выплаты потерпевшим автомобилистам. Они должны проводить восстановительный ремонт поврежденной машины на специально аккредитованных СТО, с которыми у них должен быть заключен договор.
При этом страховые организации не могут заключать договора с теми СТО, которые не соответствуют определенным законодательным требованиям (например, техническое оснащение, наличие конкретных специалистов).
Если у виновника происшествия нет ОСАГО, тогда судебная практика взыскания ущерба с виновника ДТП без полиса ОСАГО, идет на общих условиях.
Случаи, когда выплачиваются страховые выплаты
Но, несмотря на то, что теперь страховщики должны ремонтировать автомобили, Федеральный Закон об ОСАГО предусмотрел также и случаи, при которых пострадавшим предусмотрена материальная компенсация:
- в случае если станция технического обслуживания и ремонта автомобилей не подходит под технические критерии установленные Законом об ОСАГО для ремонта конкретных автомобилей, и потерпевший отказывается ехать на другое СТО, предложенное страховиком;
- если транспортное средство получило такие повреждения, которые не предусматривают его восстановление (полное уничтожение автомобиля);
- когда потерпевший от полученных травм скончался;
- при получении пострадавшим средних или тяжких телесных повреждений;
- в случаях, когда предположительный ремонт стоит больше, чем автолюбителю положена страховая компенсация по ОСАГО или европротоколу;
- если потерпевшим является инвалид (независимо от группы), и он желает получить именно страховую компенсацию (для этого ему нужно написать заявление);
- когда все участники дорожного происшествия признаны виновными, и они отказываются произвести доплаты за ремонт пострадавших автомобилей;
- в случаях, когда прямым договором ОСАГО между автолюбителем и страховой компанией предусмотрено проведение компенсационной выплаты, а не ремонт транспортного средства.
Исходя из этого, возмещение ущерба от ДТП с виновника, и судебная практика теперь отталкивается от вышеуказанных новшеств законодательства об ОСАГО.
Нужно запомнить, что условия страховых договоров (полисов) ОСАГО, которые не соответствуют Закону, считаются недействительными.
Поэтому автолюбители, прежде чем купить страховой полис, должны внимательно его прочитать, и по возможности проверить на подлинность.
Если автолюбитель купит недействительный или поддельный страховой полис, в случае ДТП он и будет возмещать весь ущерб, если будет признан виновником.
Решение Конституционного Суда РФ
В марте (10 числа) 2017 года Конституционный Суд Российской Федерации, по обращению некоторых автомобилистов, принял решение, которое внесло некоторые изменения в судебную практику возмещения ущерба при ДТП без учета износа.
Раньше суды придерживались такой правовой позиции, по которой с виновника дорожного происшествия взыскивалась сумма равная восстановительной стоимости транспортного средства без его износа.
Эта практика также касалась и ситуаций, когда материальный ущерб взыскивался с автомобилистов, у которых вообще не было ОСАГО.
Многие пострадавшие были недовольны таким расчетом, но ничего поделать не могли. Это было на руку автомобильным хулиганам, и другим нерадивым водителям.
Несколько автомобилистов, как было указано выше, обратились в Конституционный Суд РФ, с исковым заявлением на трактовку некоторых положений Закона об ОСАГО, Конституции РФ, норм Гражданского кодекса, с целью разъяснения судебной практики по взысканию ущерба с виновника ДТП без учета износа.
Конституционный Суд РФ, внимательно изучив все законодательные акты, принял следующее решение.
Пострадавшая сторона, имеет право требовать полного возмещения восстановительных (ремонтных) работ своего автомобиля, со страховой компании и виновника ДТП.
Взыскание ущерба от ДТП без учета износа (судебная практика 2017 год) происходит со страховой компании, которая выдала полис, на основании методики утвержденных расчетов Центробанком России.
Взыскание ущерба с виновника ДТП сверх лимита по ОСАГО, а также разницы между реальной стоимостью восстановительных работ машины, и коэффициента износа, происходит с человека, который нарушил ПДД и допустил причинение вреда транспортному средству пострадавшего.
То есть, главное, на чем нужно акцентировать внимание, это на то, что теперь автолюбители наконец получили право на полное возмещение затрат, необходимых для восстановления транспортного средства.
Судебная практика по взысканию материального вреда по ДТП если у виновника нет ОСАГО
К сожалению не все автолюбители имеют полис ОСАГО, поэтому бывают ситуации, когда пострадавшая сторона не может рассчитывать на выплаты страховика, поскольку виновник не имеет полиса ОСАГО.
Поэтому возникает резонный вопрос, кто оплачивает ущерб при ДТП если у виновника нет ОСАГО.
Судебная практика в данном случае идет по следующему пути.
Автолюбитель обязан зафиксировать факт дорожного происшествия (вызвать полицию), и полностью записать контактные данные виновника. Для оценки причиненного ущерба лучше сделать профессиональную оценку машины, либо провести ее автотовароведческую экспертизу.
После сбора всех документов, автолюбитель может составить претензию, к которой нужно приложить все документы (копии), и должен направить ее по месту жительства (нахождения) виновника.
Если виновник не отреагирует, тогда остается подавать исковое заявление в суд
При обращении в судебные органы, нужно учесть одну особенность. Если сумма ущерба не превышает 50 тысяч, тогда обращаться придется к мировому судье. В случаях, когда ущерб переваливает за 50 тысяч, такие дела правомочен рассматривать только районный судебный орган.
В исковом заявлении помимо нормативного обоснования потерпевший имеет полное право просить не только компенсацию материального ущерба, но и моральный вред.
К исковому заявлению должны быть приложены все копии документов, подтверждающие материальный ущерб (оценка транспортного средства), чеки с медицинских учреждений, если пострадавший проходил лечение.
Важно запомнить, что главным доказательством в судах по таким категориям дел всегда выступает решение органа о признании гражданина виновником ДТП и административном наказании его за нарушение Правил дорожного движения.
Вот такая судебная практика по возмещению ущерба при ДТП, если у виновника нет ОСАГО.
Взыскание морального вреда
Если страховые компании практически не возмещают свои клиентам морального ущерба, который получил пострадавший в результате ДТП, то суды это делают, только при условии правильного составления иска, и предоставления необходимых доказательств.
Под моральным ущербом подразумевается вред, который был причинен психике человека путем его физических и психологических страданий, полученных в результате неправомерных действий третьих лиц.
В любом случае виновник ДТП совершает неправомерные действия (нарушает ПДД), которые приводят к таким последствиям, как повреждение транспортного средства потерпевшего, а также получение им физических травм и увечий, что вызывает психологические страдания и внутренний дискомфорт.
Но получение моральных страданий нужно доказать, поэтому о том, как взыскать с виновника ДТП моральный ущерб будет рассказано ниже.
- Для начала потерпевший обязан зафиксировать факт причинения ему телесных повреждений. Для этого сначала нужно обратиться в медицинское учреждение, и пройти там курс лечения.
- После того как на руках будут медицинские документы, автолюбитель может обратиться в специальное учреждение для проведения судебной — медицинской экспертизы. Это не обязательная процедура, но она фиксирует факт получения телесных повреждений.
- Далее нужно подать иск в суд, и ждать первого судебного заседания.
- На судебном заседании нужно детально рассказать, какие моральные страдания получены (плохой сон, невозможность заниматься спортом, и другие причины), и во сколько они оцениваются (в денежном эквиваленте).
Если судом будут учтены все доводы истца, тогда он может рассчитывать на то, что в его пользу будет взыскан моральный ущерб.
Практика данной категории дел говорит о том, что суды не всегда полностью удовлетворяют требования по возмещению морального вреда, ссылаясь на его недоказанность, либо необоснованность.
Опытные юристы, которые уже имеют большой практический стаж в таких делах, рекомендуют потерпевшим проводить судебные – психологические экспертизы.
Нужно запомнить, что на сегодняшнее время в Российском законодательстве утверждена методика по определению причиненного морального вреда в денежном измерении.
Согласно процессуальному кодексу сторона, обратившаяся в суд, обязана доказать свои требования к ответчику. Поэтому проведение такой психологической экспертизы подтверждает не только факт причинения морального вреда пострадавшему, но и определяет его в денежном эквиваленте.
Судебная практика по взысканию ущерба с виновника ДТП и страховых компаний претерпела некоторые изменения с марта 2017 года. В этом месяце Конституционный Суд РФ принял решение, на основании которого автолюбители теперь могут требовать коэффициент износа ТС, который не платят страховые компании с виновников ДТП.
: Новое ОСАГО 2017 — тот еще геморрой
: Взыскание ущерба с виновника ДТП
: Виновен в ДТП – будь готов возместить моральный вред
: Возмещаем моральный вред (консультация юриста)
Источник: http://Driving24.ru/sudebnaya-praktika-po-vzyskaniyu-ushherba-s-vinovnika-dtp/
Вред здоровью при ДТП: судебная практика
Каждый день на дорогах страны происходит несколько сотен дорожно-транспортных происшествий. Некоторые из них заканчиваются небольшими повреждениями транспорта, а некоторые – тяжкими последствиями для жизни и здоровья человека.
Дорожно-транспортные происшествия – основная угроза для жизни и здоровья человека. Причем чаще всего в ДТП страдают не водители, а случайные участники – пассажиры или пешеходы.
В зависимости от степени тяжести причиненного человеку вреда, виновный автомобилист может быть привлечен к различным видам ответственности.
Под легким вредом подразумеваются небольшие синяки, царапины и раны, при получении которых человек не теряет свою трудоспособность. То есть, данные повреждения не оцениваются как травмы, из-за них не нужно брать больничный и терять часть своего заработка.
К легкому вреду относятся повреждения, при которых:
- Общая продолжительность болезни не превышала 3 недель.
- Трудоспособность пострадавшего снизилась не более чем на 10 процентов.
К категории повреждений средней тяжести относятся травмы, которые не представляют угрозу для жизни пострадавшего. Повреждения, относящиеся к средней степени тяжести, должны соответствовать некоторым признакам:
- На их излечение человек должен потратить от 21 до 120 дней.
- Трудоспособность потеряна на 10-30 процентов.
Причинение тяжкого вреда здоровью
Тяжкий вред здоровью – травмы, опасные для жизни пострадавшего, которые ведут к невосполнимым утратам отдельных функций организма. В результате такого ущерба человек значительно утрачивает свое трудоспособность на продолжительный промежуток времени.
Самые часто-встречаемые повреждения, которые относятся к категории тяжкого вреда, это:
- Травмы позвоночника, спинного мозга.
- Раны на шее и голове.
- Закрытые повреждения любых внутренних органов человека.
- Проникающие раны грудной клетки, таза, живота.
- Повреждения любых крупных сосудов.
- Получение пострадавшим сильных ожогов.
- Переломы бедер.
- Состояние, при котором пострадавший может умереть без получения своевременной медицинской помощи.
- Потеря слуха, зрения, способности говорить.
- Утрата органа или одной его части. Утрата способности органа выполнять свои функции.
- Прерывание беременности.
- Психическое расстройство в результате ДТП.
- Повреждения, которые не могут исчезнуть сами со временем (в этом случае тяжесть причиненного вреда оценивает не эксперт, а судья).
- Сложные переломы, в результате которых лицо теряет свою трудоспособность.
Если у пострадавшего будет несколько повреждений, для принятия решения о степени тяжести будет рассматриваться самая серьезная травма.
Как происходит определение степени тяжести повреждений
Автомобиль – это источник повышенной опасности, поэтому за причинение вреда человеку в результате столкновения, водитель должен понести ответственность. Размер наказания напрямую зависит от тяжести причиненного вреда.
В результате дорожно-транспортного происшествия, человек может получить травмы трех степеней тяжести:
- Легкой степени.
- Средней.
- Тяжелой.
В том случае, если в результате дорожно-транспортного происшествия был летальный исход, размер наказания будет устанавливаться отдельно, в зависимости от того, была ли у автомобилиста возможность предотвратить столкновение.
При определении степени тяжести причиненного вреда специалисты руководствуются несколькими критериями:
- Какое именно влияние на человека оказали причиненные ему повреждения.
- Как долго будет продолжаться плохое состояние здоровья пострадавшего.
- Как именно причиненные повреждения будут влиять на трудоспособность участника ДТП.
- Был ли в результате аварии утрачен какой-либо орган, прекратилось ли функционирование зрения, слуха или речи.
- Может ли пострадавший дальше продолжать свою профессиональную деятельность.
- Было ли прерывание беременности в результате столкновения и полученных травм.
- Имеется ли обезображивание лица, которое не может быть восстановлено без хирургического вмешательства.
Данными критериями руководствуется судмедэксперт при проведении осмотра пострадавшего. В ходе проведения обследования фиксируются все анатомические физические и психические нарушения, появившиеся в результате дорожно-транспортного происшествия.
Если на момент аварии у пострадавшего уже были какие-либо заболевания, эксперт фиксирует только изменения состояния, последовавшие после ДТП.
Последствия ДТП с пострадавшими
Если в результате дорожно-транспортного происшествия пострадали люди, виновник может быть привлечен к нескольким видам ответственности:
- Гражданско-правовая ответственность, назначаемая за весь причиненный пострадавшему вред.
- Административная ответственность за нарушение Правил дорожного движения, которые повлекли аварию.
- Административная или уголовная ответственность (в зависимости от степени тяжести), за причиненный людям ущерб.
Гражданская ответственность налагается на каждого автомобилиста, вне зависимости от того, был он виновен в дорожно-транспортном происшествии или нет. Исключение составляют только случаи, когда пострадавший в ДТП является водителем.
Соответственно, ущерб, причиненный здоровью пешехода, а также компенсацию морального вреда, должен возместить любой собственник транспортного средства, вне зависимости от своей виновности в аварии. Если в результате аварии пострадали только автомобилисты, возмещать ущерб не нужно.
Если виновником аварии был пешеход, то вся ответственность за причиненный транспорту и другому имуществу вред лежит именно на нем. Однако это не освобождает водителя от необходимости понести гражданскую ответственность за вред, причиненный здоровью пострадавшего.
Если у автомобилиста есть полис ОСАГО, то вред, причиненный здоровью пострадавшим в результате ДТП, оплачивает страховая компания.
К остальным видам ответственности может быть привлечен только виновник аварии.
Ответственность за причиненный в результате ДТП вред здоровью
Собственник транспортного средства может быть полностью освобожден от ответственности за причинение вреда здоровью в результате ДТП, если авария была совершена в результате угона транспортного средства, действия непреодолимой силы, природного явления или любого другого происшествия, независящего от воли автомобилиста (предварительный умысел пострадавшего).
Если дорожно-транспортное происшествие произошло в результате технической неисправности автомобиля, к ответственности привлекается организация, проводившая техосмотр. Причину аварии может установить автотехническая экспертиза.
Ответственность за причинение легкого вреда здоровью предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях. В соответствии с требованиями данного законодательного акта, автомобилист наказывается:
- Штрафом в размере от 2500 до 5000 рублей.
- Лишением своего водительского удостоверение на срок до 1,5 лет.
За причинение вреда здоровью средней тяжести также предусматривается административная ответственность в виде:
- Штрафа, размер которого варьируется от 10000 до 25000 тысяч рублей, в зависимости от обстоятельств произошедшего и характера причиненных травм.
- Лишения водительских прав на управление транспортными средствами сроком от 1,6 до 2 лет.
За причинение тяжкого вреда здоровью ответственность назначается исходя из требований Уголовного кодекса:
- Автомобилист, который причинил вред здоровью пострадавшего, находясь при этом в состоянии алкогольного опьянения и по неосторожности, лишается свободы сроком до 4 лет.
- Данный водитель должен выполнять принудительные работы в течение 3 лет, не имея права в течение этого срока осуществлять свою процессуальную деятельность.
- За дорожно-транспортное происшествие, в результате которого погиб человек, автомобилист лишается свободы скором на 9 лет, а также не может занимать определенные должности и осуществлять профессиональную деятельность в течение 3 лет.
- В том случае, если причинение тяжкого вреда здоровью было совершено с прямым или косвенным умыслом, нарушитель лишается свободы на 15 лет.
Ответственность для виновного пешехода
Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность для лица, не являющегося водителем транспортного средства, если в результате его действий был причинен вред здоровью.
Если в аварии был виновен пешеход или третье лицо, не управляющее автомобилем (к примеру, пассажир), в результате чего человек получает вред легкой или средней степени тяжести, виновник привлекается к ответственности в виде штрафа размером в 1000-1500 рублей.
За причинение тяжкого вреда здоровью или смерти, ответственность выше:
- Ограничение свободы сроком до 3 лет.
- Арест на 4 месяца.
- Принудительные работы, максимальная продолжительность которых должна быть не более 2 лет.
- Лишение свободы на срок до 2 лет.
Если в результате дорожно-транспортного происшествия, в котором был виноват переход или иной участник, кроме водителя, умер человек, ответственность будет следующей: принудительные работы или ограничение/лишение свободы на срок не более 4 лет.
Если в результате аварии умирает два и более человека, наказание – исправительные работы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок до 7 лет.
При совершении преступного деяния в состоянии алкогольного опьянения, суд воспринимает данное обстоятельство в качестве отягчающего.
Процедура возмещения ущерба пострадавшему
Чтобы получить возмещение причиненного ущерба, пострадавшая сторона должна позаботиться о сборе всех необходимых документов, в том числе и справки о ДТП.
Если в результате дорожно-транспортного происшествия был причинен вред имуществу потерпевшего, необходимо представить документы, подтверждающие право собственности, размере вреда и стоимости устранения всех повреждений.
Если в результате дорожно-транспортного происшествия был причинен вред здоровью пострадавшему, для расчета стоимости компенсации за причиненные травмы учитываются несколько критериев:
- Необходимо полное возмещение потерянного из-за полученных травм дохода, принимая во внимание все виды прибыли пострадавшего.
- Возмещение всех реальных расходов, потраченных на лечение травм и дополнительных затрат (на лекарства, реабилитацию в специализированных учреждениях).
Чтобы получить компенсацию за причиненный ущерб, пострадавшая сторона должна представить определенный пакет документов:
- Документы, подтверждающие размер потерянного в результате причинения вреда здоровью заработка. Получить такие справки можно по месту работы или в уполномоченном учреждении.
- Документы, подтверждающие расходы на медицинское лечение и приобретение лекарственных препаратов (квитанции, чеки документы, подтверждающие оплату медицинских услуг).
- Заключение от эксперта медицинского учреждения о тяжести причиненного вреда и о степени трудоспособности пострадавшего.
- Документы, подтверждающие расходы, потраченные на погребение, если ДТП закончилось летальным исходом.
Помимо данных денежных средств, компенсирующих все понесенные затраты, пострадавший может рассчитывать на получение компенсации причиненного в результате ДТП морального вреда.
Компенсация за понесенные потерпевшим нравственные и физические страдания зависит от уровня причиненного вреда, а также их последствий.
Пострадавший может доказать причиненный ему моральный вред с помощью показаний свидетелей или заключения доктора.
Кто должен выплачивать возмещение вреда
На данный момент каждое транспортное средство должно быть застраховано по программе обязательного страхования автогражданской ответственности. Соответственно, возмещение за причинение вреда пострадавшему будет выплачивать страховая компания.
После дорожно-транспортного происшествия все затраты на лечение или на погребение человека, пострадавший или его представители, могут стребовать с нескольких структур:
- Со страховой компании, если у виновника есть страховой полис.
- С Российского союза автостраховщиков, если у виновника аварии нет полиса.
- С виновника аварии, если выплаченной по страховому полису суммы не достаточно для погашения всех расходов на лечение.
В том случае, если собственником транспортного средства выступает юридическая организация, то возмещение причиненного вреда производится не работником, который находился за рулем транспортного средства в момент ДТП, а самой фирмой.
Как происходит возмещение причиненного вреда в судебном порядке
Пострадавший должен подать исковое заявление в суд, располагающийся по месту постоянного или временного проживания виновника. Стоит помнить о том, что в результате судебного разбирательства запрашиваемые суммы могут быть пересмотрены и урезаны (в особенности в части возмещения морального вреда).
В том случае, если истец не согласен с суммой, которая будет взыскана с ответчика, он имеет право обжаловать судебное решение в течение 30 дней в порядке апелляции.
Судебная практика
Каждое дело, которое связано с причинением вреда здоровью человека, должно быть рассмотрено судом. Вид наказания и его размер зависит от многих обстоятельств произошедшего.
При рассмотрении дела судья принимает во внимание следующие факты:
- Характер совершенного деяния.
- Личность виновного, его материальное положение.
- Обстоятельства, которые могут смягчить или напротив, усугубить вину.
К примеру, если в результате аварии пострадавшему был причинен легкий вред, а виновник раскаивается в содеянном, судья может выписать ему минимальный штраф.
- Информация на сайте может быть не полной, т.к. законодательство регулярно меняется, вносятся поправки в законы.
- В каждом отдельном случае могут быть особые условия.
- Именно по этой причине обратитесь за консультацией бесплатно к нашим экспертам, мы выслушаем и окажем помощь в решении вашей проблемы! Задавайте вопрос сейчас!
Источник: https://autolegal.ru/pomoshh-pri-dtp/vred-zdorovyu-pri-dtp/