Виды экспертиз при ДТП


В этой статье:

Экспертиза при ДТП: виды, расследование обстоятельств, скрытых повреждений и дефектов в 2023 году

Виды экспертиз при ДТП

В ДТП попадают многие автовладельцы. Даже граждане с большим стажем безаварийного вождения не застрахованы от автоаварии.

Неважно, был ли водитель виновником происшествия или пострадавшим – после аварии всегда проводится разбор ее причин, последствий, установление виноватых.

Это нужно, чтобы ГИБДД, судебные исполнители и страховщики могли принять определенные решения, опираясь на выясненные в ходе «разбора полетов» факты. Экспертиза при ДТП – и есть такое расследование.

Виды экспертиз в результате ДТП

Итак, после ДТП инспектор назначил проведение экспертизы. Следует понимать, что «экспертиза» после аварии – понятие весьма широкое, включающее:

  • разные виды диагностики самого авто, в том числе и отдельных деталей;
  • оценку места происшествия;
  • психологическую экспертизу водителя и других участников аварии (если применимо, включая судмедэкспертизу).

Рассмотрим виды экспертиз при ДТП подробнее.

Экспертиза обстоятельств происшествия

В профессиональной среде встречается также термин «ситуационная экспертиза по ДТП». Это подвид автотехнической экспертизы, реконструирующий все детали аварии. Инициировать экспертизу обстоятельств аварии (ЭО) может одна из сторон ДТП или суд.

В предмет обследования входят:

  • все возможные фактические сведения о случившемся ДТП;
  • скорость перемещения участников аварии;
  • исправность транспортного средства (ТС), его загруженность;
  • особенности полотна трассы на участке ДТП, погодные условия, состояние окружающей среды;
  • оценка состояния водителей/пешеходов, соответствие их действий ситуации (инженерно-психологическая экспертиза).

Для максимальной эффективности эксперту составляется список вопросов, на которые он должен дать официальный ответ.

Собрав и изучив документальную и фактическую информацию, эксперт составляет заключение, которое и станет результатом экспертизы.

Заверенное печатью экспертной компании и подписью специалиста, оно может быть предоставлено суду в ходе доказательства и использовано в других случаях.

В ходе экспертизы осуществляется:

  • реконструкция обстоятельств ДТП, для чего производятся технические расчеты и трасологический анализ;
  • определяются участники аварии, их количество, скорость, с которой они двигались, анализируется тормозной и остановочный пути;
  • восстанавливаются действия лиц за рулем, устанавливается соответствие их решений регламенту ПДД и техническим требованиям;
  • выясняются факторы технического плана, способные оказать влияние на устойчивость ТС или его управляемость;
  • диагностируется ТС на предмет его исправности, наличия заводского брака и повреждений;
  • проверяются показания свидетелей и их соответствие результатам анализа места ДТП и участвовавших транспортных средств;
  • анализируются погодные условия на момент аварии;
  • исследуется состояние и качество дорожного полотна на участке;
  • восстанавливается подробная картина аварии, выясняются причины;
  • анализируется положение и передвижение других объектов и участников ДТП (например, пешеходов).

Важный момент в экспертизе ДТП – скрытые повреждения. Далеко не всегда на месте аварии видно все и сразу, например, водитель сдавал назад и немного задел соседнее ТС.

Визуальные повреждения минимальны, часто виновник отделывается только небольшой суммой потерпевшему.

А последний, приехав впоследствии на СТО, выслушивает вердикт, к примеру, о деформации или проседании фары, что означает несколько иной объем работ. Если найдены скрытые повреждения при ДТП, как зафиксировать их?

Если в ходе ремонта на СТО таковые обнаружились, необходимо провести дополнительную независимую экспертизу:

  • известить о ее проведении страховую компанию, виновника аварии и выбранных независимых экспертов;
  • специалисты проведут анализ повреждений и их связь с ДТП, обозначат размер компенсации.

Трасологическая экспертиза

Трасологическая экспертиза при ДТП решает задачу изучения следов на месте аварии и пострадавшем транспорте, механизма столкновения ТС, соотнесения следов с повреждениями. Устанавливаются траектории движения ТС, положение их относительно полотна трассы и друг друга до, после и на момент аварии.

Автотехническая экспертиза

Автотехническая экспертиза при ДТП – это один из родов инженерно-транспортной экспертизы.

Процедура делится на три основных подвида:

  • проверка техсостояния (например, экспертиза подушек безопасности автомобиля после ДТП);
  • транспортно-трасологическая экспертиза;
  • инженерно-психофизиологическая.

Может проводиться видеотехническая экспертиза ДТП – анализ видеоматериалов с места происшествия. Как проводится автотехническая экспертиза при ДТП, решает специалист в каждом конкретном случае на основании данных аварии, законов и нормативных актов.

Судебно-медицинская

Такая судебная экспертиза после ДТП может назначаться по запросам следственных органов или ходатайству суда. Обязательно ее проведение в случаях, когда есть потерпевшие в тяжелом состоянии или погибшие в ДТП.

Она отвечает на вопросы о нанесенных людям повреждениях, степени и характере таковых, воссоздает аварийную ситуацию, помогает установить вину участников и возможную причину смерти погибших.

Читаем также:
Ремонт или выплата по ОСАГО в 2019 году
Что делать если виновник ДТП без страховки

Товароведческая экспертиза

В общем случае такая экспертиза представляет собой оценку качественных характеристик объекта, выявление его дефектов и причин возникновения таковых, степени потери качества. Вычисляется итоговая стоимость товара на текущий момент и (опционально) на определенную дату.

Автотовароведческая экспертиза после ДТП нужна при:

  • досудебном решении споров;
  • судебных расследованиях аварий;
  • рассмотрении споров в арбитражных и общих судах;
  • разборе административных правонарушений.

Важна она при уже упоминавшейся ситуации, когда на СТО обнаружены незафиксированные ранее повреждения. Дело в том, что формально страховая компания не обязана оплачивать скрытые повреждения при ДТП по ОСАГО, ведь в документах их нет. Но шанс получить выплату все же есть.

  1. Указание наличия скрытых дефектов при первичной экспертизе. Если специалист даст такое заключение, то с ним можно обратиться в страховую, которая проведет дополнительный осмотр, зафиксирует дефекты и сделает калькуляцию.
  2. Независимая экспертиза. При этом придется обратиться в стороннюю лицензированную компанию, которая осмотрит ТС, опишет повреждения и выдаст заключение. С этой бумагой водитель также идет в страховую, которая обязана будет компенсировать ущерб.

Комплексная экспертиза

Эта разновидность экспертизы проводится в ситуациях, когда у сторон возникли спорные вопросы. Привлекаются специалисты в соответствующих областях, на основании их заключений формируется итоговый обобщающий документ. Делается экспертиза скорости при ДТП, технического состояния ТС, обстоятельств, другие необходимые исследования.

Комплексный вариант позволяет более подробно оценить детали ДТП. Например, экспертиза колеса при ДТП с опрокидыванием поможет точно определить, было ли вызвано опрокидывание ТС повреждением покрышек, или чем-то иным, уточнит порядок маневров авто и действий водителя. Комплексная экспертиза при ДТП может считаться синтезом всех видов экспертиз.

Методы проведения экспертизы

Все экспертизы проводятся по определенным методикам, известным лицензированным специалистам. Эти методики пересекаются с криминалистическими и заимствуют оттуда много приемов.

Так, эксперт осматривает место аварии, проводит фото- и видеосъемку, делает фиксацию и замеры следов ДТП, местоположения ТС, расположения обломков.

Оценивается, в каком состоянии дорога и придорожные конструкции. Осматриваются пострадавшие ТС: их идентифицируют, фиксируют повреждения (внутренние и внешние).

На основании всех фактов делается вывод о том, как развивалась авария и кто в ней виноват.

Ведется и работа с людьми: инженерно-психологическая экспертиза оценивает, насколько позволяло состояние водителя ТС осуществлять управление, были ли его действия адекватны сложившейся ситуации. В некоторых случаях требуется судебно-медицинская экспертиза, выявляющая тяжесть повреждений, характер травм и причину смерти (если применимо).

Иногда требуются дополнительные виды исследований:

  • лакокрасочная экспертиза автомобиля после ДТП, оценивающая состояние краски ТС;
  • взрывотехническая;
  • пожарная;
  • металловедческая;
  • агрегатная.

Экспертиза может производиться разными путями.

Независимая оценка

Проводится по запросу сторон ДТП, если те считают нужным обратиться к третьим лицам для разрешения спора.

Экспертом страховой компании

В случае выплат по ОСАГО/каско экспертизу может сделать сам страховщик. Но выводы такого специалиста часто занижают степень ущерба, что ведет к обращению к независимым экспертам.

Государственным судебным экспертом

По ходатайству сторон судебного спора, представлению ГИБДД или самого суда также может быть назначена экспертиза. Если прошение удовлетворено, эксперта выбирает суд.

Что входит в заключение эксперта-оценщика

Выдаваемое экспертом заключение – официальный документ, служащий аргументом для суда, страховой компании и ГИБДД. В него входят:

  • место производства экспертизы и ее время;
  • основания производства (если она судебная, то это определение/постановление судебных органов или ходатайство сторон);
  • информация об эксперте;
  • вопросы, поставленные на разрешение специалисту;
  • описание ДТП и его обстоятельств (исходные данные);
  • собственно исследование;
  • виды и методы испытаний, исследований и диагностики;
  • использованная литература и документация;
  • выводы эксперта.

Должен ли присутствовать виновник ДТП?

По закону об ОСАГО необходимо предоставлять ТС на осмотр страховщику автомобиль, но присутствие на процедуре виновника необязательно.

А вот при независимой экспертизе (например, если пострадавший в ДТП отказывается от экспертизы страховой компании) виновник должен быть уведомлен о факте экспертизы письменно, с указанием даты, места и времени.

Если к назначенному времени он не явился, экспертизу проводят без него.

Читаем также:
Проверка автомобиля на ДТП

Оспаривание результатов

При несогласии с результатами таковые могут быть оспорены. Для этого необходимо обратиться к независимым экспертам, которые:

  • напишут рецензию на заключение после первой экспертизы, в которой могут быть ошибки и неточности;
  • составят документы для суда и других инстанций.

С этими бумагами можно будет потребовать повторной экспертизы.

Источник: http://voditel.guru/dtp/ekspertiza/obstoyatelstv-avarii

Автотехническая экспертиза при ДТП

Виды экспертиз при ДТП

В статье мы расскажем об автотехнической экспертизе при ДТП, разъясним правовые основы ее назначения, рассмотрим вопросы, которые решает экспертиза.

Дорожно-транспортное происшествие по своей сути представляет собой сложное явление, протекающее при взаимодействии влияющих друг на друга факторов.

Чтобы понять и оценить влияние данных факторов, установить причинно-следственную связь между действиями участников ДТП и наступившими последствиями, необходимы специальные экспертные познания.

По этой причине, в ходе расследования и рассмотрении дел о дорожных происшествиях, назначаются и проводятся автотехнические экспертизы.

Задачи автотехнической экспертизы при ДТП

Главной задачей, которую призвана решать автотехническая экспертиза, является оказание экспертной помощи при расследовании причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.

Данный вид экспертизы позволяет дать ответ на совокупность вопросов, которые условно можно разделить на следующие категории :

  1. Вопросы, относящиеся к определению технических характеристик и параметров дорожной обстановки.

    Например, определение показателей сцепления дорожного покрытия, коэффициентов ускорения, торможения, сопротивления качению, траекторий, величин времени движения автомобилей до и после их столкновения и других физических показателей.

    Основная цель – определение исходных физических показателей и величин, необходимых для выполнения экспертного исследования.

  2. Вопросы, касающиеся анализа действий водителей при управлении ими транспортными средствами.

    Эксперт анализирует и дает оценку действиям водителей с точки зрения правильности и последовательности выполнения ими приемов управления транспортными средствами применительно к конкретной дорожной обстановке.

    Основная цель — ответ на вопрос о степени соответствия действий участников ДТП – водителей транспортных средств, техническим требованиям ПДД РФ и приемам управления транспортными средствами и установления так называемой технической причинно-следственной связи между действиями водителей и наступившим авто происшествием.

    В случаях, когда поведение водителей в ходе происшествия и сразу после него не соответствовало предписаниям, установленным ПДД РФ, перед экспертом следует поставить соответствующие вопросы.

    Статьи в помощь:

    Ответственность и наказание за оставление места ДТП

    Порядок и последовательность действий водителя при оформлении ДТП

    а) Вопросы, связанные с исследованием механизма происшествия и определения параметров движения транспортных средств на различных этапах (фазах) дорожно-транспортного происшествия.

    Например, определение скорости и времени движения транспортного средства от момента его торможения до момента столкновения или наезда, расположения транспортных средств и пешеходов относительно друг друга в различные периоды происшествия.

    Основная цель – ответ на вопрос о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств – участников происшествия, технической возможности избежать (предотвратить ) происшествие.

    б) Вопросы, о так называемой «технической достоверности» показаний очевидцев и участников ДТП.

    В ходе производства (рассмотрения) дел о дорожно-транспортных происшествиях должностные лица правоохранительных органов и суда сталкиваются с необходимостью анализа показаний свидетелей и участников происшествия на предмет их правдивости и фактической достоверности.

    Часто показания участников происшествия и его очевидцев противоречат друг другу.

    Должностные лица правоохранительных органов и суда, осуществляющие производство по делам о дорожно-транспортных происшествиях, не обладают специальными знаниями в технических вопросах и поэтому не способны оценить достоверность той или иной информации.

    В таких случаях основной целью является ответ на вопросы о степени соответствия показаний конкретного лица, техническим данным, установленным и подтвержденным экспертизой.

    Например, водитель автомобиля, допустивший наезд на пешехода, переходящего проезжую часть дороги вне пешеходного перехода, с целью избежать ответственности за совершенное правонарушение, в своих показаниях намеренно занижает величину скорости движения, с которой он двигался перед происшествием.

    Зафиксированные на месте ДТП следы торможения автомобиля, при их анализе экспертом–автотехником, безошибочно и обоснованно изобличат недобросовестного водителя в недостоверности сообщенных им сведений о скорости движения.

    Расчетная величина скорости движения автомобиля, полученная в ходе экспертного исследования, будет положена в основу обвинительного решения следователя (суда).

Назначение и проведение автотехнической экспертизы при ДТП

Автотехническая экспертиза по делам о дорожных автоприсшествиях назначается как на стадии их расследования, при проведении дознания и предварительного следствия, так и при рассмотрении этих дел в судах.

Правовые основы назначения и проведения автотехнических экспертиз при ДТП, регламентированы кодифицированным процессуальным законодательством соответствующих отраслей права – административным — КРФ об АП, уголовно- процессуальным — УПК РФ, гражданским процессуальным — ГПК РФ, арбитражным процессуальным — АПК РФ.

Статьи в помощь:

Как оспорить независимую экспертизу по ДТП

Независимая экспертиза после ДТП

Рекомендации при назначении автотехнической экспертизы при ДТП

По общему правилу, проведение автотехнической экспертизы назначается по инициативе органов дознания, следствия, суда или по ходатайству участников происшествия и заинтересованных лиц.

В ходатайстве о назначении экспертизы приводятся доводы и основания, по которым сторона считает необходимым проведение экспертизы.

Также формулируются вопросы, которые заявитель просит поставить перед экспертом, указывается экспертное учреждение для проведения исследования.

К ходатайству могут быть предоставлены дополнительные материалы – фотографии, видеозаписи, ответы на запросы из государственных, муниципальных и иных органов, содержащие сведения, относящиеся к исследуемому происшествию.

Ходатайство подписывается заявителем или его представителем и подается должностному лицу для рассмотрения по существу.

При удовлетворении ходатайства назначается экспертиза.

Отказ в удовлетворении ходатайства может быть обжалован в предусмотренном законом порядке.

Назначение экспертизы сопровождается вынесением постановления (определения) о назначении автотехнической экспертизы.

Этот процессуальный документ, в числе прочего, содержит в себе совокупность исходных данных необходимых для экспертного исследования, к которым относятся:

  • сведения о дорожной обстановке (параметры дороги и ее элементов, вид и состояние дорожного покрытия, наличие и степени уклона, состояние видимости и др.);
  • сведения о техническом состоянии транспортных средств (степень работоспособности систем управления автомобилем, состояние и тип шин, осветительных приборов и пр.);
  • сведения о параметрах и расстояниях расположения транспортных средств, направление и скорость их движения, временные диапазоны движения пешехода, траектории движения автомобилей и пешеходов, расстояния от автомобиля до места столкновения (наезда) к моменту возникновения опасности, наличие и характеристики следов на месте происшествия и пр.

Статьи в помощь:

Схема ДТП

Осмотр места происшествия при ДТП

Протокол осмотра места ДТП образец

Специфика дорожных происшествий, обусловленная составом его участников, определяет совокупность исходных данных для автотехнической экспертизы.

Например, при расследовании обстоятельств происшествий, связанных с наездом на пешехода, в постановлении отражается возраст пешехода, его пол, темп и траектория его движения, относительно дороги и автомобиля.

Заключение автотехнической экспертизы при наезде на пешехода читайте в статье, размещенной на сайте.

Статья в помощь:

Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода

При ознакомлении с постановлением о назначении автотехнической экспертизы предельно важно удостовериться в полноте и достоверности исходных данных.

Если в постановлении о назначении экспертизы при описании обстоятельств происшествия отражена только одна из версий его участников, то и заключение эксперта будет носить односторонний характер.

Искажение либо отсутствие какого-либо параметра ДТП, может стать основой для неверных выводов о причинах происшествия и повлечь за собой привлечение к ответственности невиновного лица.

При выявлении несоответствий и ошибок в постановлении, необходимо добиться от должностного лица их исправления, либо отразить письменно свои замечания в постановлении об ознакомлении с назначением автотехнической экспертизы.

При ознакомлении с постановлением следователя (дознавателя) о назначении автотехнического экспертного исследования не позволяйте ограничивать себя во времени.

Процессуальное законодательство, регламентирующее порядок назначения экспертиз, не лимитирует во времени лиц, участвующих в деле при ознакомлении с материалами и процессуальными документами.

Поэтому, при необходимости, не стесняйтесь напоминать служителям закона и представителям Фемиды об их обязанностях по соблюдению законных прав и интересов граждан, участвующих в производстве по делу.

Требуйте от лица, производящего расследование, предоставления возможности для ознакомления со всеми материалами дела, содержащими сведения для автотехнического экспертного исследования.

В виду высокой степени значимости автотехнической экспертизы при расследовании дел о ДТП и большого объема информации, касающейся обстоятельств происшествия, перед ознакомлением с постановлением о назначении экспертизы Вы должны знать содержание всех материалов дела, являющихся источником исходных данных, предоставляемых эксперту для исследования.

Источниками сведений, которые необходимы для экспертного автотехнического исследования являются данные, содержащиеся в протоколе осмотра места происшествия, схеме места происшествия, в протоколах проверки технического состояния транспортных средств, участвующих в автотранспортном происшествии, в допросах (объяснениях) участников исследуемого события, в протоколах следственных экспериментов и проверки показаний, а также в других документах.

Заявляя ходатайство о проведении автотехнической экспертизы, ответственно подходите к выбору экспертного учреждения.

В настоящее время на рынке экспертных услуг появилось множество организаций и экспертов с различной организационно — правовой формой деятельности.

Вместе с тем, соотношение количества экспертов значительно превышает уровень качества, оказываемых ими услуг.

Основным критерием при выборе экспертной организации, является наличие в ее штате экспертов с длительным опытом работы и высоким уровнем квалификации.

Практическую помощь в данном вопросе, на мой взгляд, могут оказать практикующие автоюристы и адвокаты, специализирующиеся по соответствующему профилю.

Ознакомление с заключением автотехнической экспертизы

Основной целью рассматриваемой стадии является оценка заключения эксперта.

Само заключение состоит из вводной, исследовательской и заключительной частей, содержащей ответы на поставленные вопросы.

Вводная часть включает в себя сведения об эксперте, содержит информацию о разъяснении ему предусмотренной законом ответственности за дачу заведомо ложного заключения, исходные данные и формулировку вопросов, поставленных перед экспертом.

Исследовательская часть представляет собой развернутое и обоснованное аналитическое исследование, подтвержденное инженерными расчетами, основанными на положениях законов физики и теории устройства транспортных средств.

В этой части эксперт описывает алгоритм исследования и применяемые им методики, приводит данные выбираемые им из справочников, ГОСТов, технических условий.

Выбранные экспертом данные применяются в расчетах, которые являются основанием для ответов на поставленные дознавателем (следователем), судом вопросы. Указание на источник этих данных обязателен.

Заключительная часть (выводы) представляет собой сформулированные на основании исследования развернутые ответы на поставленные перед экспертом вопросы.

Таким образом, при ознакомлении с заключением эксперта проверяются соответствие исходных данных, указанных в постановлении о назначении автотехнической экспертизы, данным, применяемым экспертом при исследовании.

Выясняется обоснованность применения экспертом величин выбираемых им самостоятельно из справочников и ГОСТов.

При необходимости эксперт может быть допрошен по вопросам, связанным с проведенным им исследованием, вызван в судебное заседание для дачи разъяснения экспертного заключения.

В заключение статьи считаю важным дополнить, что автотехническая экспертиза, при правильном подходе в ее организации и проведении, является наиболее эффективным способом установления истины по делу.

Источник: https://dtp-avtostrahovanie.ru/avtotekhnicheskaya-ekspertiza-pri-dtp

Какая необходима экспертиза после ДТП в 2023 году

Виды экспертиз при ДТП

Время чтения: 6 минут

От участия в дорожно-транспортном происшествии не застрахован никто. Даже если вы соблюдаете Правила дорожного движения, всегда есть вероятность, что другой участник их нарушит. Если ДТП произошло, помните о том, что обезопасить себя можно и нужно. Лучшая ваша защита в таком случае – экспертиза после ДТП. Почему? Расскажем.

Что такое экспертиза и зачем она вообще нужна

Те, кто изучал процессуальное законодательство в университетах, институтах и академиях, знают, что заключение эксперта является одним из доказательств, которое предоставляется в суд. Все доказательства суд обязан оценить в совокупности, не наделяя ни одно из них преимущественной силой.

Однако часто в жизни происходит иначе, и решение суд принимает только после получения конкретного документа – вывода специалиста. Как для следственных органов в уголовном деле царицей доказательств по-прежнему является явка с повинной, так и для судебных органов экспертиза – «наше все».

И это понятно. Судья окончил юридический вуз, его там учили читать и толковать законы, а не определять длину тормозного пути или тяжесть телесных повреждений.

Поэтому и обращается суд к эксперту, чтобы получить профессиональные ответы.

В сложных делах и спорных ситуациях именно заключение специалиста становится решающим доводом в пользу одной из сторон.

Автоэкспертиза после ДТП поможет суду принять правильное решение.

Какие есть виды экспертиз при ДТП

Научные исследования проводятся в различных отраслях. Они отвечают на множество вопросов. Для рассмотрения дорожно-транспортного происшествия проводятся автотехническая, трасологическая, техническая, дорожная и судебно-медицинская экспертизы.

Иногда выделяют в особый вид видеотехническую экспертизу ДТП, при которой изучаются и оцениваются записи фиксаторов происшествия (видеорегистраторов, камер видеонаблюдения). Но этот вид исследования, скорее, является вспомогательным для любой автотехнической экспертизы.

Рассмотрим виды экспертиз при ДТП немного подробнее.

Техническая экспертиза автомобиля

Техническая экспертиза при ДТП подтверждает или опровергает наличие неисправностей транспортного средства. Она определяет причины, по которым они могли возникнуть. Ищет ответы на вопросы: являются ли неисправности заводскими, эксплуатационными или возникли после ремонта.

Задача – установить, могла ли неисправность стать причиной катастрофы, можно ли было эту неисправность выявить и устранить.

Именно техническая экспертиза автомобиля после ДТП рассматривает транспортное средство не только в целом, но и с выделением основных элементов: ходовой части, электросистемы, двигателя, шасси и остальных.

Технико-диагностические исследования автомобилей участников ДТП расскажут, должны ли в конкретной аварийной ситуации сработать подушки безопасности, какая причина отказа механизма или системы.

Дорожная экспертиза

Статистика говорит, что 15% происшествий на дороге происходит из-за плохих дорожных условий и некачественного дорожного покрытия. Дорожная экспертиза изучает, какими были условия и покрытие в момент аварии. В частности, исследованию подвергаются размеры проезжей части и полос движения, состояние покрытия на них, разметка, препятствия, видимость.

Автотовароведческая экспертиза

Чтобы определить стоимость восстановительного ремонта транспортного средства или размера причиненного ущерба, необходима автотовароведческая экспертиза после ДТП.

Это исследование проводят наиболее часто.

С его помощью можно получить ответ на вопросы: какие имеются повреждения автомобиля при ДТП, как изменилась его товарная стоимость из-за аварийных повреждений и сколько будет стоить его восстановление.

Иногда можно встретить термин «оценочная», но надо понимать, что это все та же экспертиза повреждений автомобиля после ДТП.

Судмедэкспертиза

Если вдруг случилось так, что при аварии пострадали люди, ущерб причинен не только имуществу, но здоровью и жизни, обязательно проводится судмедэкспертиза.

 Специалист определяет тяжесть телесных повреждений, устанавливает причины их возникновения, связь между происшествием и последствиями, наличие в организме алкоголя, возможность контроля действий и тому подобное.

Кто назначает и имеет право проводить исследования

Любой человек может самостоятельно обратиться в экспертное учреждение, заказать выводы о техническом состоянии своей «Волги» или «Мерседеса», задать интересующие вопросы. Автомобильная экспертиза после ДТП – дело добровольное, и получить ответы на свои вопросы может каждый.

Делаем вывод, что проведение экспертизы при ДТП может осуществляться заинтересованными лицами как самостоятельно, так и посредством назначения в суде.

Судебная экспертиза

Если виновное лицо признало допущенное нарушение, никто в аварии не получил телесных повреждений, материальный ущерб отсутствует или несущественен, то, как правило, до судебного разбирательства дело не доходит. В противном случае дело перейдет в суд и для выяснения всех обстоятельств может быть назначена экспертиза транспортного средства (ТС) после ДТП.

В судебном порядке решаются следующие проблемы:

  1. Страховая компания занижает сумму страхового возмещения или возмещение не покрывает понесенные вами убытки.
  2. Виновник не признает свою вину в содеянном и отказывается добровольно возмещать причиненный ущерб.
  3. Спор между участниками происшествия о сумме компенсаций, который поможет разрешить только автоэксперт ДТП.
  4. Потерпевший недобросовестно завышает размер материального ущерба.

В Российской Федерации проведение судебной экспертизы при ДТП, как и любой другой, может осуществляться в государственном учреждении, у эксперта-предпринимателя или в коммерческой структуре, имеющей соответствующие разрешения и лицензию. По статистике, 73% судебных исследований проводятся государственными структурами, и только 26% – коммерческими.

Эксперт страховой компании

Страховые компании обязывают владельцев автомобилей проводить оценку поврежденного транспортного средства у своих экспертов. Однако стоит заметить, что этих сотрудников нельзя назвать профессиональными экспертами. В большинстве своем они не имеют соответствующих квалификаций и лицензий.

Более того, страховые компании заинтересованы в небольших выплатах, поэтому оценка ДТП их экспертом вряд ли будет объективной. Если к моменту страховой выплаты автомобиль будет отремонтирован, а сумма возмещения недостаточная, придется обращаться в суд.

Суд укажет, что экспертиза машины после ДТП должна проводиться у сертифицированного специалиста. Стоит ли дважды оценивать один автомобиль – каждый решает сам.

Независимая экспертиза

В советский период существования нашего государства экспертизы проводили государственные учреждения, которые функционировали в виде научно-исследовательских институтов. Но рыночные отношения с саморегуляцией спроса-предложения положили конец государственной монополии.

И теперь экспертиза транспортных средств при ДТП проводится в большинстве случаев независимыми негосударственными экспертами, потому что государственные заняты проведением судебно-медицинских, судебно-психиатрических, генно-молекулярных и прочих, требующих привлечения большого количества ресурсов.

Сроки проведения

Сроки проведения автоэкспертизы после ДТП законодательством не установлены. В случае самостоятельного обращения к специалисту участники происшествия выбирают удобное для них время.

Если же экспертиза назначается судом, приступать к ней можно только после получения назначения суда.

Срок экспертизы при ДТП зависит от сложности обстоятельств происшествия, количества материалов дела.

Обычно он составляет от 10 дней до двух месяцев.

Срок напрямую связан с загруженностью организации или лиц, которые проводят экспертизу. Быстрее экспертизу сделает учреждение, в котором работают несколько специалистов. Если же вам интересно конкретное лицо-эксперт, срок проведения экспертизы по ДТП нужно согласовывать с ним предварительно.

Стоимость проведения

Экспертиза автомобилей при ДТП проводится с разных аспектов. Специалистов, которые исследуют происшествия на дороге, много. Цены на услуги разные, так как зависят от многих составляющих.

Согласитесь, одинаковыми могут быть искусственно созданные предметы: автомобили, подушки, кастрюли. Не бывает абсолютно одинаковых людей – хоть отпечатками пальцев, но отличаются.

Точно также не бывает одинаковых обстоятельств, условий и участников ДТП.

Все дела разные, отличающиеся и участниками судебного процесса, и обстоятельствами. Поэтому и автоэкспертиза после ДТП, и ее цена будут всегда разными.

Критериями, которые определяют формирование цены, являются объем и сложность заданных вопросов, необходимость выезда на место происшествия (например, в другой регион), затраты материальные и времени. Немаловажную роль играет также уровень профессионализма эксперта.

Так сколько стоит ДТП экспертиза и где ее заказать? Информацию об этом можно почерпнуть из интернета. В среднем по РФ цена стартует с отметки 1500 рублей и возрастает вместе с классом транспортного средства, количеством поврежденных деталей, расстоянием, на которое выезжает специалист, временем, которое требуется на исследование сверх нормы.

Как только наберете в поисковую строку «экспертиза после ДТП, цена», вам выпадет огромное количество предложений. Фиксированную цену не найдете, но ориентировку получите. Можно опросить друзей, знакомых, родственников, заодно получив отзывы о работе конкретных специалистов.

Случаев, когда необходима транспортная экспертиза ДТП, немало. Информацией о компетентных экспертах обладают государственные органы – суды, полиция, которые работают с ними постоянно. Цену не подскажут, но порекомендовать смогут.

Итак, теперь вы точно представляете себе, что делать и куда обращаться, если случилось дорожно-транспортное происшествие.

Можете даже проконсультировать тех, кто пока не знаком с такой информацией.

Вы узнали, что такое профессиональная экспертиза автомобиля после ДТП, стоимость которой компенсируется результатом. Разумно распоряжайтесь своими средствами и временем.

Источник: https://1avtoyurist.ru/dtp/ekspertiza/posle-dtp.html

Автотехническая экспертиза при ДТП в 2019 году: правила проведения и сроки выполнения

Виды экспертиз при ДТП

Дорожно-транспортное происшествие — это всегда стрессовая ситуация для его участников.

Иногда у виновника и пострадавшего возникают разногласия по тем или иных вопросам, связанным с размером ущерба или суммой компенсации. В этом случае помогает разобраться автотехническая экспертиза при ДТП.

Эта процедура предназначена для установления точной картины произошедшего и независимой оценки повреждений транспортного средства.

Зачем нужна автотехническая экспертиза

Техническое исследование автомобиля, попавшего в аварию, необходимо, чтобы ответить на различные вопросы, касающиеся причин ДТП и тех последствий, к которым оно привело.

В первую очередь экспертиза назначается для определения, кто из участников происшествия является его виновником.

Также выясняется, какую ответственность должна понести виновная сторона.

Чаще всего пострадавший требует возмещения нанесенного ущерба. Однако если в аварии есть пострадавшие, водитель понесет гораздо более серьезное наказание. В этом случае ему придется понести административную или уголовную ответственность.

Также стоит разобраться, чем для суда является заключение автотехнической экспертизы. Если между участниками возникают споры, решить которые может только судебный орган, то данный документ является основным доказательством в деле о ДТП.

Транспортно-трасологическая

Существуют и другие виды независимых исследований, направленные на выявление различных обстоятельств аварии.

Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о ДТП помогает уточнить механизм и конкретные детали произошедшего на дороге по следам от шин автомобилей.

Также благодаря данной процедуре эксперт может определить, какая из машин оставила эти следы на проезжей части.

Помимо этого, после столкновения на дороге остаются и другие элементы, позволяющие определить причастность того или иного транспортного средства к аварии. К ним относятся:

  • обломки деталей;
  • осколки стекла или зеркал;
  • топливо или другие технические жидкости;
  • куски лакокрасочного покрытия.

После анализа всех полученных данных эксперт выносит соответствующее заключение.

Инженерно-психофизиологическая

Еще один вид независимой экспертизы направлен на детальное изучение участников происшествия. Инженерно-психофизиологическое исследование помогает выяснить следующие сведения:

  • особенности характера участников;
  • их характеристику в качестве водителей;
  • наличие или отсутствие факторов, которые могли повлиять на психоэмоциональное состояние человека и привести к аварии.

Эта информация используется в судебном разбирательстве. Она может как смягчить решение суда, так и ужесточить его.

Как проводится

Когда у одного из участников дорожно-транспортного происшествия возникает необходимость в проведении автотехнической экспертизы, ему стоит получить предварительную консультацию у специалиста в этой сфере.

Там он сможет задать интересующие вопросы эксперту и узнать стоимость процедуры.

Если полученная информация и условия конкретной оценочной компании устраивают водителя, заключается договор, в котором должны быть прописаны все права и обязанности обеих сторон.

После этого инициатор исследования вносит оплату и договаривается о дате, времени и месте процедуры. Во время экспертизы специалист изучает все имеющиеся сведения и документы, а также проводит дополнительный анализ данных. На основании полученной информации он выносит заключение, которое должно содержать ответы на все вопросы, поставленные заказчиком.

Проведение автотехнического исследования заканчивается передачей всех материалов дела его инициатору. Если запускается судебный процесс, то эксперт, проводивший процедуру, может быть вызван в суд, чтобы дать показания или убедиться в достоверности результатов экспертизы.

Сколько стоит

Стоимость данной процедуры варьируется от 3 до 50 тысяч рублей. Такой разброс появляется, так как на окончательную цену влияет нескольких факторов:

  • количество вопросов и задач, которые должна решить экспертиза;
  • регион, где находится оценочная компания;
  • опыт и гарантии качества услуг конкретной фирмы;
  • срочность проведения исследования.

Конкретную стоимость услуг эксперта можно узнать после первичной консультации, которая в большинстве случаев является бесплатной.

Кто оплачивает

В любом случае оплачивать проведение независимой экспертизы должен ее инициатор. Если исследование желают провести оба участника ДТП, они могут разделить расходы пополам.

Если проведение экспертизы назначает судья или другое должностное лицо, то часть средств на ее выполнение берется из бюджета. Также бюджетные средства могут быть использованы, если у человека, желающего провести исследование, затрудненное финансовое положение.

После вынесения судебного решения проигравший по делу об аварии обязуется погасить все расходы пострадавшего, возникающие в ходе разбирательства. Поэтому заказчик исследования может вернуть свои деньги, если выиграет суд.

Сроки

В законодательстве не указаны точные сроки проведения автотехнической экспертизы. Поэтому конкретную информацию может уточнить только специалист, выполняющий процедуру.

Длительность исследования зависит от следующих факторов:

  • размер нанесенного ущерба;
  • количество материалов дела;
  • модель и тип транспортного средства;
  • наличие или отсутствие другой работы у выбранного эксперта.

Обычно срок проведения процедуры составляет 10-60 дней. Многие компании готовы провести экспертизу быстрее за дополнительную плату.

Виды автотехнических экспертиз

Чтобы лучше разбираться в том, на какие вопросы может дать ответ автотехническое исследование, стоит рассмотреть виды экспертиз при ДТП.

По содержанию

Чтобы дать полный ответ обо всех обстоятельствах произошедшего, эксперту необходимо рассмотреть ситуацию с разных сторон. Для этого он использует ряд методик, каждая из которых направлена на исследование конкретного предмета аварии.

В связи с этим можно выделить несколько категорий экспертиз:

  • изучающие причины ДТП;
  • исследующие технические характеристики автомобилей до момента аварии;
  • определяющие влияние дорожных условий на возникновение столкновения;
  • изучающие следы происшествия на дороге, на транспортных средствах или на одежде и коже участников;
  • оценивающие изначальную стоимость машины и размер нанесенного урона.

Совокупность этих исследований помогает установить полную картину аварийной ситуации. Однако не в каждой ситуации необходимо проводить все экспертизы.

По очередности

Случаются ситуации, когда не все участники происшествия удовлетворены результатами экспертизы. В этом случае целесообразно провести новые исследования для более полного изучения обстоятельств.

По очередности выполнения выделяют следующие виды экспертиз:

  • первичная;
  • дополнительная;
  • повторная.

Если водитель понимает, что проведенное исследование не раскрывает полную картину аварии или вычисляет недостоверные результаты, в его интересах запросить новую процедуру, чтобы получить самую точную информацию.

По исполнителям

Обычно данную процедуру проводит один эксперт. Но иногда его опыта и знаний может не хватить для выяснения обстоятельств сложного дела. В этом случае привлекаются дополнительные специалисты.

Существуют следующие виды экспертизы в зависимости от количества ее исполнителей:

  • единоличная (один эксперт);
  • комиссионная (несколько экспертов, работающих в одной сфере);
  • комплексная (несколько специалистов, имеющих знания и навык работы в различных областях).

О необходимости привлечения нескольких экспертов стоит решать в зависимости от неоднозначности дела и объема материалов.

В частном порядке

В любом регионе существуют как государственные, так и частные оценочные компании. Заказчик может самостоятельно выбрать подходящую ему фирму.

Анализом ущерба и определением стоимости ремонта обычно занимаются частные организации. Такое исследование необходимо при возникновении разногласий о размере компенсации со страховой компанией.

Если один из участников ДТП подал в суд, можно заранее провести частную автотехническую экспертизу, которая будет являться доказательством виновности или невиновности одной из сторон во время судебного разбирательства.

Как самостоятельно провести исследование

Чтобы самостоятельно инициировать автотехническое исследование, нужно обратиться в одну из фирм, предоставляющих такие услуги. После заключения договора и внесения платы за процедуру, специалист компании проведет экспертизу и оценит повреждение автомобиля.

В результате заказчику будет выдан документ, где будут прописаны все обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, которые необходимо было выяснить. Чтобы эта бумага имела силу, нужно, чтобы она была составлена экспертом и соответствовала всем правилам и требованиям.

При административном расследовании

Когда судебный орган или ГИБДД проводят административное расследование о дорожно-транспортном происшествии, может быть необходимо провести автотехническую экспертизу. В этом случае должностным лицом или судьей должно быть написано постановление, в котором указываются следующие пункты:

  • причины назначения исследования;
  • контактные данные оценочной фирмы и конкретного эксперта;
  • список задач, поставленных перед специалистом;
  • перечень материалов дела, которые передаются эксперту для проведения расследования;
  • права и обязанности эксперта;
  • меры наказания за предоставление недостоверных результатов.

Инициатор экспертизы обязан заблаговременно оповестить об этом участников ДТП.

Ходатайство о назначении

Истец или ответчик может подать ходатайство о назначении автотехнического исследования. В этом случае судья или следователь должен назначить данную процедуру. В заседании суда апелляционной инстанции просьба провести экспертизу должна быть подкреплена доказательствами того, что ранее эту процедуру сделать было невозможно.

Для составления ходатайства используется стандартный образец, благодаря которому документ будет содержать все необходимые сведения.

Правила составления

Ходатайство составляется в свободной форме. Однако в нем обязательно должны быть прописаны следующие данные:

  • название судебного органа;
  • сведения о деле;
  • на каких основаниях должна быть назначена экспертиза;
  • цели исследования;
  • список материалов, которые будут переданы эксперту для проведения процедуры.

Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы
Чтобы правильно составить документ, можно привлечь юриста или адвоката.

Итоги

Автотехническая экспертиза — это полезная процедура, благодаря которой можно узнать подробные сведения о ДТП, а также разрешить разногласия со страховщиком или другим участников аварии. О целесообразности проведения исследования стоит решать в зависимости от того, будут ли компенсированы затраты на оплату услуг оценочной компании.

Источник: http://nadoroge.guru/dtp/ekspertiza/avtotexnicheskaya

Рекомендуем!  Наказание за ДТП с тяжкими телесными повреждениями
Gai-mreo.ru
Добавить комментарий